Елена Непоклонова, доцент кафедры отечественной филологии и русского языка как иностранного, Российский государственный гидрометеорологический университет
С. 13–35
DOI: 10.25803/26587599_2024_2_50_13
Статья посвящена проблеме актуализации мотива братства в различных сферах творчества А. С. Хомякова, выявлению взаимосвязей между его экклезиологическим учением о братском единении церковной общины как «благодати взаимной любви», гносеологической концепцией братского общения как условия истинного познания и образами братского единения в поэтическом творчестве. Рассматриваются причины недостаточной проясненности в религиозно-философских построениях А. С. Хомякова принципов соотношения естественного (общечеловеческого, национального, крестьянско-общинного, семейного, дружеского) и сверхприродного, благодатного единения, для описания которых А. С. Хомяковым используется одна и та же понятийно-образная система. Обнаруживаются корелляции между неоднозначным онтологическим статусом братского христианского единения в концептуальных построениях А. С. Хомякова и устойчивостью растительных и водных образов в его поэзии, связанных с мотивами накопления таинственных сил и их внезапного прорыва, восходящими, с одной стороны, к характерным для романтиков «органическим» теориям, а с другой — к фольклорно-мифологическим представлениям.
Ключевые слова: богословие, русская религиозная философия, братское общение, христианское единство, кафоличность, Церковь, община, славяне, познание, славянофильство, романтизм, поэзия
Для цитирования: Непоклонова Е. О. Мотив братства в творчестве А. С. Хомякова //
Вестник Свято-Филаретовского института. 2024. Т. 16. Вып. 2 (50). С. 13–35.