Юлия Балакшина, доктор филологических наук, ученый секретарь СФИ; доцент РГПУ им. А. И. Герцена (Москва; Санкт-Петербург)
С. 186–205
DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.009
В статье анализируется церковная ситуация, сложившаяся в России в начале ХХ века, связанная с первыми попытками представителей Православной российской церкви влиять на общественную жизнь страны. В центре внимания оказывается ряд документов, деклараций, брошюр, выпущенных группой «32-х» петербургских священников (Союзом церковного обновления, Братством ревнителей церковного обновления), а также практическая деятельность членов этой группы по налаживанию церковно-общественных отношений. Делаются выводы, что в начале ХХ века церковь впервые начинает воспринимать общество как самостоятельную силу, находящуюся вне церковной ограды. Условием возможного диалога мыслится активное участие обеих сторон в социальном строительстве, что приводит, с практической стороны, к проектам переустройства прихода, с богословской – к новым идеям, оправдывающим социальную активность в перспективе приближения Царства Божьего. Ключевыми понятиями в церковно-общественной риторике начала века становятся понятия «правда Христова», «голос Церкви». В разгар революции 1905–1906 годов группа «32-х» пытается стать рупором свободного «голоса Церкви», высказываться по вопросам «черносотенных» погромов, выборов в Государственную думу. Ориентация на новые общественные силы приводит духовенство к постановке острых политических вопросов, вне решения которых интеллигенция не мыслила общественный прогресс. В то же время церковь впервые формулирует критерии, по которым оцениваются программы политических партий, с точки зрения приближения к идеалу христианской общественной жизни.
Ключевые слова: Православная российская церковь, революция 1905–1906 годов, церковное обновление, группа «32-х» петербургских священников, общественная жизнь.