Перейти к основному содержимому

Существует ли православная антропология?

Алексей Дунаев, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой культуры Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
С. 44–82
DOI: 10.25803/26587599_2022_43_44
В критической статье формулируются и кратко анализируются основные проблемы, связанные с православной антропологией (небольшой раздел посвящен отдельным моментам антропологии в восточных религиях). В числе этих проблем отсутствие современной научной базы и ответов на вызовы современности, возникшие вследствие прогресса биологии и генетики, общая ориентация преимущественно на аскетику и монашеские практики, недостаточная разработанность богословских вопросов. В трудах по православной антропологии, как и в церковном учении в целом, остаются не разработанными следующие проблемы: в чем заключается образ Божий в человеке, проблема происхождения смерти, отношение к эросу, способы обожения и синергии, значение техники Иисусовой молитвы и ее генезис, природа световых явлений в исихазме и других религиях, отдельные трудности при интерпретации богословия свт. Григория Паламы и его рецепции вселенской церковью, соответствие персонализма святоотеческой традиции (некритическое использование термина «личность» применительно к богословию, особенно в трудах на русском языке), обоснованность неразличения или слияния богословия и философии, прежде всего религиозной. В работе используются выводы устных докладов, начиная с 2010 г., и обширная научная литература. Делается вывод, что современная православная антропология в качестве цельной системы отсутствует. 
Ключевые слова: православная антропология, православное богословие, восточные религии, обожение, синергия, исихазм, Иисусова молитва, паламизм, персонализм
Для цитирования: Дунаев А. Г. Существует ли православная антропология? // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 43. С. 44–82. DOI: 10.25803/26587599_2022_43_44.