Адальберто Майнарди, монах, монастырь Челлоле, Сан Джиминьяно (Италия)
С. 64–89
DOI: 10.25803/26587599_2022_42_64
Первенство в Церкви на вселенском уровне является ключевым вопросом в современном православно-католическом диалоге. Наиболее перспективным богословским подходом представляется тот, который сочетает историческое и систематическое исследования. Такой подход, например, прослеживается в последних документах официального диалога между Католической и Православной церквами в целом, а также в некоторых региональных (Североамериканская православная католическая консультация) и неофициальных (Свято-Иринейская богословская рабочая группа) богословских диалогах. Настоящая статья следует той же методологии. В первой части рассматриваются основные этапы формирования примата Римского епископа в первом и втором тысячелетиях (Халкидонский собор; Флорентийский собор; I Ватиканский собор); отмечается, что сама идея примата на вселенском уровне по-разному строится на Востоке и на Западе. Во второй части статьи проводится богословский анализ понимания первенства в рамках основополагающей синодальности церкви. В частности, рассматривается развитие католической теологии от II Ватиканского собора до понтификата папы Франциска. В заключении обозначены некоторые характеристики, которыми должно обладать служение (diakonia) единства на вселенском уровне: в частности, предпочтение отдается «процедурному подходу», который учитывает предание первого тысячелетия, но в то же время открыт к совершенно новой исторической ситуации.
Ключевые слова: теология, экклезиология, православно-католический диалог, первенство, синодальность, соборность, папство, I Ватиканский cобор, II Ватиканский cобор, Свято-Иринейская богословская рабочая группа