Священник Эдвард Фарруджа, О. И., доктор теологии, профессор, Папский Восточный институт
С. 140–180
DOI: 10.25803/26587599_2023_47_140
В статье рассматриваются этапы рецепции католическим богословием понятия «соборность», которое было включено в Догматическую конституцию о Церкви “Lumen Gentium” («Свет народам»). Автор кратко описывает историю появления этого термина в сочинениях А. С. Хомякова и анализирует труды кардинала Ива Конгара, свящ. Бернхарда Шульце, аббата Альбера Грасьё, свящ. Пола Патрика О’Лири, свящ. Иоакинфа Дестивеля, в которых это понятие было критически осмыслено и благодаря которым оно было усвоено Римско-католической церковью в адаптированной форме. В статье анализируется соотношение понятий соборности, кафоличности, синодальности, консилиарности и коллегиальности, которые тесно связаны между собой в современной католической экклезиологии. Проводится сопоставление этих категорий с принципом первенства и церковным авторитетом учительства. Автор отмечает недостаточность понимания соборности без учета реальности крестной жертвы, поэтому это понимание должно включать в себя аспекты взаимосвязи любви и закона. Путь, проделанный понятием «соборность» от письменного стола А. С. Хомякова до документов II Ватиканского собора, открывает возможности для диалога между Востоком и Западом. Осмысление трудов Хомякова ведущими католическими богословами, безусловно, способствует более глубокому анализу его наследия в православной теологии.
Ключевые слова: экклезиология, соборность, кафоличность, II Ватиканский собор, “Lumen Gentium” («Свет народам»), А. С. Хомяков, Ив Конгар, славянофилы, католическое богословие
Для цитирования: Фарруджа Эдвард, свящ. «Соборность»: православный термин в сердце Римско-католической экклезиологии // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. Вып. 47. С. 140–180. https://doi.org/10.25803/26587599_2023_47_140.