Перейти к основному содержимому

Возможна ли «дружба» церкви и государства? Богословское наследие П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова в контексте проблематики постсекулярности

Священник Георгий Сафоклов, Dr. iur., старший научный сотрудник кафедры немецкого и европейского конституционного и административного права и международного права Университета г. Хаген
С. 86–104
DOI: 10.25803/26587599_2025_3_55_86
В статье рассматривается вопрос взаимоотношений между церковью и государством в условиях постсекулярной эпохи. Для выстраивания содержательной основы новой церковно-государственной системы предлагается обратиться к философскому наследию свящ. Павла Флоренского и прот. Сергия Булгакова. С одной стороны, для создания модели институционального сосуществования церкви и государства может быть использована концепция Дружбы, разработанная Флоренским в 11-м письме «Столпа и утверждения Истины». С другой стороны, идейной основой может послужить предложенный о. Сергием тезис о необходимости «воцерковления» государства — в этом случае церковь выступает в роли «совести» в государственных процессах. В то же время наступление постсекулярной эпохи внесло свои коррективы в характер церковно-государственных отношений. Возвращение религиозной тематики в общественно-политическую повестку стало отнюдь не единственным следствием постсекулярности. Не менее значимым фактором стала утрата большей частью общества понимания базовых религиозных понятий и категорий, а также потеря «чувствительности» к проблемам и потребностям верующих сограждан. С целью преодоления межличностного отчуждения и порожденного им паралича общественных процессов Ю. Хабермас предложил инициировать процесс «комплементарного обучения», в ходе которого религиозные и нерелигиозные участники вводят друг друга в собственную мировоззренческую систему с помощью понимаемых и принимаемых всеми сторонами понятий и концепций. Однако подобный замысел выстраивания общественного диалога на секулярной основе натолкнулся на справедливую критику, поскольку не принимал во внимание неспособность верующих выражать свои убеждения с помощью секулярных терминов. В качестве альтернативы модели Хабермаса в данной статье предлагается модель «взаимосозерцательного диалога», представляющая собой комбинацию антропологических и экклезиологических воззрений о. Павла Флоренского и общественно-политических идей о. Сергия Булгакова. В качестве медиума в церковно-государственном диалоге может выступать право, терминология которого будет понятна представителям как церкви, так и государства, в то время как содержательная недетерминированность юридических концепций позволит всем участникам вести открытую дискуссию без ощущения «игры на чужом поле».
Ключевые слова: религиозная философия, церковь и государство, свящ. Павел Флоренский, свящ. Сергий Булгаков, дружба, «воцерковление» государства, постсекулярность, Ю. Хабермас
Для цитирования: Сафоклов Ю. И. Возможна ли «дружба» церкви и государства? Богословское наследие П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова в контексте проблематики постсекулярности // Вестник Свято-Филаретовского института. 2025. Т. 17. Вып. 3 (55). С. 86–104.

Поиск по номерам

Все номера

Оформить подписку