Перейти к основному содержимому

Граница между жизнью и смертью в биомедицинском знании и в христианской антропологии

Алина Патракова, кандидат философских наук, преподаватель Свято-Филаретовского института, Москва, Россия
С. 128–147
DOI: 10.25803/26587599_2022_43_128
Реанимационные технологии выявляют новые проблемные аспекты в вопросе о том, где пролегает граница между жизнью и смертью, когда речь идет именно о человеке, а не об отдельной клетке, ткани или органе. В клинической практике нередко случается, что трудно однозначно определить, жив или уже мертв пациент, подключенный к аппаратам жизнеобеспечения. В связи с этим дискуссионными оказываются словосочетание «момент смерти», а также редукционистский характер неврологического критерия смерти, вытесняющего кардиопульмональный критерий и порождающего новые моральные дилеммы. В поисках возможных решений намеченных проблем в статье сопоставляются два подхода к выявлению границы между жизнью и смертью человека. С одной стороны, рассматривается биомедицинский подход, который можно охарактеризовать как строго научный, по преимуществу позитивистский. С другой стороны, есть путь познания, выходящего за пределы научной рациональности и апеллирующего к опыту божественного откровения. Если в биомедицинском знании доминирует физикалистская дихотомия, то в христианской антропологии преобладают трихотомические воззрения. Соотнесение с христианской антропологией побуждает подвергнуть сомнению характерную для биомедицинского подхода нейроредукционистскую позицию, отождествляющую смерть всего человека со смертью одного из его органов. Альтернативой такому подходу мог бы стать более целостный пневматоцентрический взгляд на человека, хотя выработка нового критерия смерти, ориентированного на христианские представления о человеческом духе, пока не представляется осуществимой с научно-методологической точки зрения. Тем не менее, в поисках такого целостного взгляда, который учитывал бы биомедицинский контекст, можно наметить перспективные пути решения при обращении к антропологической концепции свящ. Георгия Кочеткова. В частности, в статье предложено рассматривать конец человеческой жизни как духовное явление, которое совершается одновременно и как акт, и как процесс в трех измерениях — естественнонаучном, философско-онтологическом и духовно-экзистенциальном.
Ключевые слова: христианская антропология, биоэтика, танатогенез, момент смерти, критерии смерти, физикалистская дихотомия, нейроредукционизм, трихотомия
Для цитирования: Патракова А. П. Граница между жизнью и смертью человека в биомедицинском знании и в христианской антропологии // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 43. С. 128–147. DOI: 10.25803/26587599_2022_43_128.