Марина Наумова, проректор по развитию, Свято-Филаретовский институт; аспирантка, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Москва)
С. 130–151
DOI: 10.25803/26587599_2022_42_130
Статья посвящена анализу представлений церковного историка и канониста Н. П. Аксакова о происхождении и назначении церковных канонов. Оригинальность его воззрений заключается в том, что он рассматривал каноны как нормы, которые появились в церкви с самого начала ее существования. Они могли не называться канонами, но по существу являлись правилами, которые опирались на апостольское предание и фактически задавали норму жизни церкви. Эти канонические нормы сформировали церковный строй в доникейский период истории церкви. Основной характеристикой указанного строя являлся его соборный характер. Церковь рождена как свободный, соборный, самоуправляющийся организм, что находит непосредственное выражение в ее устройстве. В первые три века своей истории церковь регулярно собиралась на соборы и на них самостоятельно решала вопросы своей внутренней жизни. Аксаков настаивает на том, что законный церковный строй был нарушен, в церковную жизнь привнесены светские начала, вследствие чего церковь утратила соборный характер своей жизнедеятельности, а вместе с ним свободу и самостоятельность. Восстановление нарушенного строя может произойти только на том же основании, на котором он был некогда создан, т. е. на тех неизменных канонических началах, которые проистекают из апостольского предания и подтверждены опытом жизни доникейской церкви. Хотя в большой степени в сочинениях Аксакова речь идет скорее о консилиарности, чем о соборности, в статье отмечается, что он руководствовался идеалом соборной Церкви, которую он находил в Священном писании и предании Церкви.
Ключевые слова: теология, каноны, каноническое предание, канонические нормы, церковный строй, соборная деятельность, доникейский период, апостольское предание