Базилиус (Берт) Гроен, почётный профессор литургических исследований и сакраментальной теологии, Грацский университет, кафедра ЮНЕСКО по межкультурному и межрелигиозному диалогу в Юго-Восточной Европе; приглашенный профессор, Католический университет Левена, Институт литургики в Лондоне и Фарнборо, Папский восточный институт в Риме (Грац, Австрия)
С. 111–120
DOI: 10.25803/26587599_2022_42_121
В ходе истории освящение драгоценного мира постепенно становилось все более сложным чинопоследованием; в статье исследуется, как, когда и почему это происходило. Со временем чин освящения мира стал знаком церковного единства в богослужении, возглавляемом церковными иерархами. В православии византийского обряда этот дорогостоящий и впечатляющий чин стал над-епархиальной прерогативой Константинопольского патриархата. Однако другие автокефальные церкви, такие как Московский патриархат, освящают свое собственное миро. Поэтому рассматриваемое чинопоследование, призванное объединить вселенское православие, не является всеправославным. Рассмотрев вопрос в общих чертах, автор статьи делает следующий вывод: с одной стороны, чин приготовления и освящения мира имеет целью продемонстрировать и укрепить единство церкви; с другой стороны, он же подчас обнаруживает и разделение — в случае разрыва общения, настаивания на своей независимости и расхождения во мнениях о правильном исполнении канона.
Ключевые слова: теология, литургика, миро, автокефалия, Православная церковь, церковное единство, Константинопольский патриархат, Московский патриархат