Юлия Штонда, кандидат филологических наук, редактор, «Вестник Свято-Филаретовского института», (Москва, Воронеж, Россия)
С. 90–110
DOI: 10.25803/26587599_2022_42_90
Статья посвящена анализу темы единства церкви в богословских трудах и пастырской практике немецкого богослова и мученика пастора Дитриха Бонхёффера. Бонхёффер был участником экуменических организаций и съездов, сотрудничал с представителями разных христианских конфессий. В годы гитлеровского режима Бонхёффер был членом Исповедующей церкви и стремился созидать единство церкви на евангельских основаниях. Богословское осмысление единства церкви раскрывается в диссертации Бонхёффера Sanctorum Communio, в которой он осмысляет феномен христианской общины, используя социологические термины. Представленный в диссертации образ Церкви как общины, в которой явлено присутствие Христа, стал лейтмотивом пастырской и преподавательской деятельности Бонхёффера. Неслучайно самый плодотворный период его богословских трудов — это период руководства богословской семинарией в Финкенвальде, которая стала для студентов не просто местом получения теологического образования, но и опытом жизни в христианской общине. Христианское братство Бонхёффер осмысляет как определенное качество общения между христианами. Христианские деноминации он определяет как способ исповедания веры в зримой христианской общине, при этом мистический организм Церкви находится по ту сторону деноминаций; понятие деноминаций является не богословским, но имеет социальную, политическую, историческую значимость. Христианское единство для Бонхёффера неразрывно связано с практикой христианской жизни через созидание общин и обретение братских отношений с другими христианами.
Ключевые слова: теология, западное богословие, Бонхёффер, Исповедующая церковь, экклезиология, история церкви, единство церкви, христианская община, христианское братство, христианские деноминации