Протоиерей Джон Бэр, доктор теологии, профессор, кафедра гуманитарных наук, Абердинский университет (Абердин, Великобритания)
С. 12–39
DOI: 10.25803/26587599_2022_42_12
В XX в. размышления о Церкви развивались в первую очередь в контексте евхаристической экклезиологии, согласно которой церковная община представляет собой поместное собрание, соединившееся вокруг Евхаристии. Эта экклезиология в своих основных положениях опиралась на раннехристианские источники, в частности, на текст посланий сщмч. Игнатия Антиохийского. В статье рассматривается иной взгляд на Церковь, основывающийся, как и евхаристическая экклезиология, на раннехристианских источниках и более характерный для раннехристианской литературы I–III вв. Это способ говорить о Церкви как о Деве-Матери, в лоне которой верующие рождаются от смерти в новую жизнь. Особенно ярко этот образ представлен в мученических актах, в которых Церковь предстает как Мать, воссылающая множество мучеников к Богу-Отцу. Опыт мученичества также важен для христианской христологии и антропологии: Христос присутствует в этом мире в тех, кто следует за Ним в Его Страданиях, а образ и подобие Божьи в человеке выявляются в полноте именно тогда, когда он решается последовать Христу — Новому Адаму — в Его страданиях. В апостольской и раннехристианской традиции Церковь также предстает как Невеста, до конца возлюбившая Христа и явившая Его славу. В статье этот образ рассматривается на примере Евангелия от Иоанна и Апокалипсиса, которые ранними отцами воспринимались как связанные сочинения.
Ключевые слова: теология, экклезиология, христианская антропология, мученичество, ранние отцы Церкви, Иоаннова традиция, образы Церкви