Дмитрий Гасак, первый проректор, Свято-Филаретовский институт (Москва)
С. 63–95
DOI: 10.25803/26587599_2021_40_63
В настоящей статье на примере основателя Крестовоздвиженского трудового братства Николая Неплюева (1851–1908) пастырство рассматривается как деятельность по собиранию церковного собрания (термин протопресвитера Николая Афанасьева), которая при этом не является исключительной принадлежностью иерархического служения. Не будучи носителем священного сана и не имея другого институционального поставления на свое служение, Неплюев в 1889 году основал церковное братство, которое обладало если не всеми, то многими экклезиологическими свойствами, характерными для устройства церковного собрания. Николай Неплюев последовательно старался осуществить важнейшие апостольские принципы, в частности, сформулированные в 1 Пет, где автор послания призывает младших в собрании подчиняться старшим, а в конце заключает: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь в смиренномудрие» (1 Пет 5:5). В своей пастырской практике Неплюев стремился преодолеть абстрактный символизм пастырского служения, предполагающий собирание церковного народа, во-первых, в приходе, а во-вторых, вокруг священнослужителя, символизирующего собой Христа или апостола. Для Неплюева забота об отдельном человеке становится неотъемлемой частью заботы о собрании в целом, в конкретном персональном его составе. Собрание при этом также предстает не символом Церкви, но личным собранием живых его членов, имеющим определенные границы: члены собрания знают всех, входящих в это собрание. Разбираются и различные частные аспекты пастырства Николая Неплюева, такие как научение вере, общий труд и быт, основанный на христианских началах, установление и оберегание как формальных канонических, так и неформальных духовных границ братства. Подчеркивается, что Неплюев находился с членами братства в непосредственном общении, разделял с ними все стороны жизни. Отдельное внимание уделяется отношениям Николая Неплюева с иерархическим священством: с местным епископом и священством, осуществлявшим свое служение в Крестовоздвиженском братстве. Неплюев, называя себя «блюстителем братства», не узурпировал при этом каноническое положение и соответствующую власть местного епископа, но выстраивал отношения с иерархическими лицами на евангельских началах.
Ключевые слова: теология, пастырское богословие, пастырство, Николай Неплюев, Крестовоздвиженское братство, братство трудовое, экклезиология, иерархия, неиерархичность, соборность
Для цитирования: Гасак Д. С. Принципы пастырского служения основателя Крестовоздвиженского трудового братства Н. Н. Неплюева // Вестник Свято-Филаретовского института. 2021. Вып. 40. С. 63–95. DOI: 10.25803/26587599_2021_40_63.