Вячеслав Зыков, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сотрудник библиотеки СФИ (Москва)
С. 40–73
DOI: 10.25803/SFI.2019.30.34594
Статья посвящена проблемам соотношения полустиший, составляющих Быт 1:27 («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»). Ставится вопрос о взаимосвязи указанных фрагментов; рассматриваются примеры интерпретации выражений «образ Божий» и «мужчина и женщина» в текстах эпохи Второго храма, Нового завета и раввинистической литературы. В рамках упомянутой группы текстов преобладает общая линия раздельного использования полустиший Быт 1:27a, b (Быт 5:1b, 2а) как при цитировании, так и в связи с их интерпретацией. В перечисленных древних текстах могут быть выделены две основные тенденции в отношении выражений «образ Божий» и «мужчина и женщина». Первая тенденция, связанная с исполнением слов Бога «и да владычествуют они <…> над всею землею» и Божьего повеления «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», относится к призванию человека быть управителем мира и рождать детей. Вторая тенденция характеризуется устремлённостью к вечной жизни, которая проявляется, с одной стороны, в понятии небесного человека у Филона, а с другой, – в христианских представлениях о том, что Христос – образ Бога и что во Христе и в Церкви «нет мужеского пола, ни женского».
Ключевые слова: образ Божий, Библия, мужчина и женщина, мужской и женский пол, андрогин.