Перейти к основному содержимому
Священник Георгий Кочетков
Главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»

Вячеслав Глазычев был удивительно честным борцом за красоту и правду

О скончавшемся академике Вячеславе Леонидовиче Глазычеве
В.Л. Глазычев (26.02.1940 - 5.06.2012). Фото с сайта www.adrecom.skolkovo.ru

Вячеслав Леонидович Глазычев – знаменательное явление, его имя должно войти в историю нашей страны последнего полувека. Такие люди, как он, играли и играют большую роль: их наследие и умонастроение воспринимается и будет восприниматься всем нашим обществом.

Я познакомился с ним в 1969-1970 годах, когда он только что защитил кандидатскую диссертацию по архитектуре. До этого Вячеслав Леонидович входил в кружок Д. В. Щедровицкого, дружил с О. И. Генисаретским. Это был круг достаточно свободомыслящих людей, хотя и несущих на себе «родимые пятна» советской эпохи, в духе шестидесятников еще не вполне освободившихся от иллюзий исправить советскую власть или компартию; они думали, что можно войти в нее и что-то поменять изнутри. Возможно, сам Вячеслав Леонидович уже был лишен таких иллюзий, но какое-то влияние этих настроений оставалось. Из кружка Щедровицкого к молодым его членам перешел и особый пиетет к буддистской культуре и к соответствующему духовному настроению и состоянию. Думаю, это повлияло на их отношение к христианству в целом: интерес к нему присутствовал всегда, но несколько косвенно.

Я помню наш разговор в начале 1970-х годов относительно посланий апостола Павла, которым Вячеслав Леонидович восхищался. Как-то он даже сказал: «Я, может быть, не столько христианин, сколько паулинист», – т.е. поклонник апостола Павла. Он особенно восхищался его диалектикой, его знаменитыми словами: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20), потому что видел в этом необыкновенную свободу и смелость мысли. Апостол Павел говорил такие вещи, которые никто до и после него всерьез выражать не смел. И мне через Глазычева передалась любовь к апостолу Павлу.

Глазычев вызывал большое уважение своими знаниями – глубокими, профессиональными, независимыми. Он четко поставил точку на диалектическом мировоззрении. После разговоров с ним и Генисаретским у меня уже не оставалось никаких сомнений относительно того, что любая диалектика – это вчерашний день, что она никак не может быть целостным мировоззрением, и мне стал понятен выход. Так я узнал, что такое системный подход и системный анализ. С 1974 года я занимался этой проблематикой в аспирантуре (к слову сказать, этому очень радовался Вячеслав Леонидович). К этому нужно было бы добавить еще мое знакомство через три года с творчеством гениального мыслителя Николая Бердяева, с его экзистенциальными взглядами. И вот экзистенциализм, с одной стороны, и системный подход, с другой, вхождение через это в особую духовную среду, которая была связана с разработкой общей теории систем, сыграли в моей жизни огромную роль.

Повторюсь, еще в советские времена, в начале 1970-х годов, окончательно была поставлена точка на всякой диалектике. И идеализм, и материализм в принципе, как подход, как тип постановки духовных и философских задач – все это уже ушло в прошлое. Как после Бердяева уже невозможно безоговорочно говорить в категориях онтологических и на этом ставить точку, так после общей теории систем стало невозможно говорить о материализме и идеализме, вообще об основных вопросах философии – о том, на чем стоял марксизм, да и не только он. И для меня это имело принципиальное значение – и в практической жизни, и в моих воззрениях – экклезиологических, богословских, философских и т.д.

Вячеслав Глазычев был одним из крупнейших теоретиков и практиков дизайна в нашей стране. Благодаря ему я познакомился с теорией и практикой дизайна в начале 1970-х годов, когда этого слова еще почти никто не знал в современном специальном смысле. Именно способность оценивать художественное конструирование как некое новое цивилизационное, культурное явление, – это то, за что надо сказать Вячеславу Леонидовичу огромное спасибо.

Нас сближали какие-то идеи и в социальном плане. К примеру, идеи о местном самоуправлении как некоей светской форме местной соборности. И это было очень важно. Хотя, конечно, практика всякого самоуправления, тем более местного, пока еще очень далека от совершенства в нашей стране, но идеи эти существуют уже не первый год, пусть и в начальной стадии.

Я безмерно благодарен Вячеславу Леонидовичу, которого могу назвать своим светским учителем, наряду с академиком Сергеем Сергеевичем Аверинцевым и Юрием Александровичем Левадой. О своих духовных учителях я уже не однажды говорил, а о светских учителях, которые сыграли огромную духовную, интеллектуальную, культурную роль в моей жизни, может быть, основополагающую, я почти не рассказывал. К сожалению, последний из них сегодня ушел из жизни.

Я боюсь, что Вячеслав Леонидович так до конца себя христианином и не назвал. Но, судя по всему, он был удивительно честным борцом за красоту, за правду. Не случайно он был одно время председателем оргкомитета общества «Мемориал». Его можно и нужно помянуть пред лицом Господа добрым словом. Таких людей было очень мало в нашей стране. Благодаря им стали возможны многие положительные изменения конца XX – начала XXI вв. Я надеюсь, что Вячеслав Глазычев, как и Юрий Левада, и Сергей Аверинцев, останется в нашей памяти как крупнейший представитель русской культуры и русского духовного движения, вплоть до последнего времени трудившийся в нашей стране.

Вечная ему память!

Об авторе

Священник Георгий Кочетков

Кандидат богословия. Главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»

Выступления на конференциях

Доклады на конференциях

Доклады на конференциях

Первый день конференции

Избранные доклады

Избранные доклады

Избранные доклады

Избранные доклады

Доклады на конференциях

Доклады на конференциях

Доклады на конференциях

Избранные доклады

Доклады на конференциях

Доклады на конференциях

Доклады на конференциях

Доклады на конференциях

Доклады на конференциях

Доклады на конференциях

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00