Перейти к основному содержимому

Наша молитва – о жертвах и палачах

XI Международный христианский съезд в Гнезно
Вот уже почти десять лет 30 октября во многих городах мы совершаем особую акцию – «Молитву памяти», посвященную поминовению жертв советских репрессий. Количество этих жертв огромно – десятки миллионов. Если в этот день читать все имена, начинающиеся только с одной буквы, потребуется не один год.

Вообще традиция такого поминовения в нашей стране довольно давняя. На день раньше нашей «Молитвы памяти», 29 октября, в Москве у Соловецкого камня на Лубянской площади также читают списки расстрелянных в годы репрессий. Правда, это скорее общественно-политическая акция людей, неравнодушных к памяти, к истории, к исторической правде. На Лубянке свое чтение люди часто заканчивают словами «не забудем, не простим».

«Молитва памяти», которую мы проводим нашим Преображенским братством и Свято-Филаретовским православно-христианским институтом, немножко другая – мы хотели бы осмыслить ее как более христианскую. 30 октября в нашей стране официально считается Днем памяти жертв политических репрессий, сталинских прежде всего. Но вообще советские репрессии были и ленинские, и сталинские, и послесталинские.

Мы помним всех и не говорим «не забудем, не простим». Свою акцию мы называем именно «Молитва памяти», а не «Чтение имён». На улицах и площадях десятков городов мы тоже читаем по изданным и неизданным огромным спискам имена людей, расстрелянных и замученных в лагерях и тюрьмах: имя, возраст, кем человек работал и приговор. Это чтение мы перемежаем заупокойной молитвой за всех потерявших жизнь в той беззаконной системе, даже когда точно знаем, что среди загубленных людей – не только жертвы, но и палачи. Это бывает видно по тому, где человек работал: если это был НКВД или КГБ, то ясно, чем люди там занимались. Мы всё равно произносим их имена и за всех молимся, потому что считаем, что здесь не место для нашего суда. Пусть Бог судит и тех, кто сам убивал профессионально, мучил, пытал людей, и тех, кто погиб, как бы сказали сейчас, безвинно. Это непростая молитва.

Люди на улице подходят и становятся в очередь – их с каждым годом всё больше, и мы увеличиваем количество этих точек поминовения в Москве, в Петербурге и многих других городах. Подходит молодёжь и люди очень старые, читают имена из списков, а порой и имена своих родственников, погибших от советских репрессий. Иногда они несколько слов могут сказать о тех, кого вспоминают, иногда приносят фотографии. Но, пожалуй, самое впечатляющее – когда приходят люди и каются за своих предков, которые были палачами, и рассказывают о них. Всё очень кратко – понятно, что много народа, и надо быть кратким. Но остается особенно глубокое впечатление, когда слышишь это от внуков и правнуков, то есть от людей, которые могли бы сказать: «Причём здесь мы? Мы не убивали, мы не пытали, мы не преследовали народ». Они имеют право так сказать, но они чувствуют, что этот злой дух переходит из поколения в поколение, что он калечит людей и на уровне генотипа, то есть на очень глубоком уровне, который передаётся по наследству.

У меня есть пример из нашего братства, когда два брата написали в СМИ, один об отце, а другой о своём двоюродном дяде, что их родные были связаны с НКВД, где мучили, убивали, выносили беззаконные приговоры и пытали. Они нашли в архивах имена этих жертв – конечно, не все, но сколько смогли, – и открыто попросили прощения у всех их потомков. Эта взаимозависимость одних и других оказывается чрезвычайно важной – это даже не солидарность, это нечто большее, это то, что мы в церкви называем соборностью, кафоличностью в самом глубоком смысле слова. Соборность должна быть понята не только как внешняя распространенность церкви на весь христианский мир, но прежде всего как внутреннее свойство каждого человека, его связанность с другими. В этом есть большой потенциал. Человек, когда начинает исходить из такого рода опыта, сам раскрывается как личность, и через это возрождается церковь.

Конечно, жертвы советских репрессий были самые разнообразные, в одной семье могли быть и палачи, и жертвы, как это и бывает в истории всегда и везде. Хотя надо понимать, что палачами были всё-таки люди особого рода. Советская система отбирала таких людей и стимулировала в них самые низшие качества. Часто это были прежние уголовники, низы общества без всякого чувства чести и достоинства, часто это были представители некоторых национальных меньшинств: китайцы, латыши, евреи.

Мы совершенно убеждены в том, что каяться невиновным за виновных можно и нужно, ибо сами они этого не делают, и здесь им надо показать пример. Тем более, что сейчас мы лучше и лучше понимаем – невиновных в 1917 году и далее не было. Даже жертвы разделяют общую вину, и неслучайно великий Достоевский сказал: «Каждый за всех и за всё виноват». И это не комплекс вины, а благородное чувство вины. Неблагородное же чувство – это когда люди думают, что виноваты только другие. Но у нас одна судьба, у нас одна страна, одна земля, и мы все зависели и зависим друг от друга.

В помощь людям, которые хотят нести ответственность за реальную историю и за судьбу людей, к столетию Октябрьской революции мы издали книжицу «Молитвы за Россию». В ней собраны удивительные по своей глубине молитвы, написанные с XVII века и до наших дней – например, там есть покаянные молитвы святых патриархов Гермогена и Тихона и ходатайственная молитва Александра Солженицына. О существовании этих текстов, оказывается, мало кто знал. Эту книгу мы напечатали в прошлом году, в связи со столетием Октябрьского переворота.

В 2017 году мы объявили по всей стране, даже для России в ее старых границах, Акцию национального покаяния, которая сейчас, в 2018 году, переросла в Форум общенационального покаяния и возрождения. Мы добавили «возрождение», чтобы полнее проявился христианский дух – именно то, чего часто не хватает даже людям, которые считают себя верующими. Нужно преодолеть эту ограниченность, закрытость христиан к свободе и творчеству, которая проявляется в фундаментализме и секуляризме, в нежелании знать других, в ксенофобии, национальном эгоизме и так далее.

Мы постарались сформулировать программу Форума с евангельских позиций, а не с идеологических, политических или националистических. При этом наши тезисы обращены ко всем людям, не только к верующим. Мы уверены, что и каяться нужно предлагать всем – и верующим, и неверующим, потому что опыт покаяния как освобождения от зла доступен и необходим каждому человеку, в том числе и опыт покаяния за других. Каяться нужно всем – не только палачам и тем, кто отвечал за эту идеологию, за эту политику, за эту агрессию, за уничтожение русского народа, страны и церкви.

Это дело идёт не быстро, да и невозможно ожидать обратного: наше братство не такое большое, чтобы легко справиться с этой колоссальной задачей, самой важной сейчас для русского народа и русской земли.

Но мы не варимся только в собственном соку, мы стараемся собирать всех людей доброй совести, всех, кто откликается. Для этого мы проводим и фестиваль «Преображенские встречи», и большие международные конференции, как церковные, так и общественные. Например, в ноябре мы устраиваем конференцию «Россия между прошлым и будущим. Хранители и самородки», где хотим говорить о том, кто может или сохранять традицию, или раскрывать её в новых условиях, то есть вносить какое-то пророческое начало в жизнь церкви и общества, без чего никакое настоящее возрождение народа произойти не может.

Это пророческое измерение жизни связано с обращением к глубине человека и народа, пробуждением памяти и совести. От человека это всегда требует усилия, внутреннего поступка. В нашем Преображенском братстве есть такое правило, которое мы распространяем на всех: мы рекомендуем друг другу давать авансы любви и доверия всем ближним. Не массе, не толпе, не просто близким, не просто родственникам, друзьям или единомышленникам, но всем-всем ближним в евангельском смысле слова. Даже если человек не собирается отвечать взаимностью, нужно дать ему такую возможность, поскольку самим проявлять инициативу любви людям ещё трудно. Для нас же давать авансы любви и доверия – это внутренний императив отношений. В такой обстановке Христу, наверное, действовать легче.

Об авторе

Священник Георгий Кочетков

Кандидат богословия. Главный редактор научного журнала «Вестник Свято-Филаретовского института»

Колонки автора

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков

Выступления на конференциях

Доклады и выступления

Доклады и выступления

Первый день конференции

Избранные доклады

Избранные доклады

Избранные доклады

Избранные доклады

Доклады и выступления

Доклады и выступления

Доклады и выступления

Избранные доклады

Доклады и выступления

Доклады и выступления

Доклады и выступления

Доклады и выступления

Доклады и выступления

Доклады и выступления