Научно-практические конференции
- Современная православная экклезиология: богословские основания единства Церкви (2021)
- Современная православная экклезиология: служение церкви и ее устройство (2019)
- Россия между прошлым и будущим: хранители и самородки (2018)
- Современная православная экклезиология. Природа церкви и ее границы (2018)
- Православные братства в истории России: к 100-летию воззвания патриарха Тихона об образовании духовных союзов (2018)
- Духовные итоги революции в России: Коллективный человек и трагедия личности (2017)
- Евхаристическая экклезиология сегодня: Восприятие, воплощение, развитие (2017)
- Традиция святоотеческой катехизации. Керигматическая проповедь о Христе для «слушающих» и «просвещаемых» (2016)
- Традиция святоотеческой катехизации. Длительная катехизация сегодня (2015)
- Традиция святоотеческой катехизации. Тема человека на основном этапе оглашения (2014)
- Традиция святоотеческой катехизации. Основной этап (2013)
- Традиция святоотеческой катехизации. Современные вопросы подготовки катехизаторов (2012)
- Традиция святоотеческой катехизации. Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих (2011)
- Традиция святоотеческой катехизации. Пути возрождения (2010)
- Образование в ХХI веке. Стратегии и приоритеты (2008)
Евхаристическая экклезиология сегодня: Восприятие, воплощение, развитие (2017)
10-12 мая 2017 года ежегодная международная научно-богословская конференция СФИ собрала более 80 человек из 20 городов.
4 декабря 2016 года исполнилось 50 лет со дня кончины протопресвитера Николая Афанасьева (1893–1966). В память об этом выдающемся русском богослове Свято-Филаретовский православно-христианский институт провел научно-богословскую конференцию, посвященную вопросам современной православной экклезиологии.
XX век стал одновременно эпохой глобальных потрясений церковной жизни, но и временем размышления над природой и устройством церкви как в русской богословской мысли, так и в творчестве греческих, румынских и других православных богословов. Многие аспекты земного бытия церкви были пересмотрены и переосмыслены.
100 лет назад Российская православная церковь собрала Поместный собор для решения многочисленных проблем внутрицерковной жизни, накопившихся по крайней мере за двести лет синодального периода. Осуществлению этих планов, как и завершению работы собора, помешали общественные потрясения в России, коренным образом изменившие жизнь страны и православной церкви. Дореволюционный строй церковной жизни был фактически полностью разрушен. По мнению многих исповедников того времени, священнослужителей и мирян, Русская церковь оказалась не готова к ответам на исторические вызовы XX века.
Однако десятилетия гонений и изгнаний побудили Русскую церковь искать новые возможности для устройства своей внутренней жизни, служения и свидетельства в духе Христовой любви и свободы. Новые пути церковной жизни обретались как в России, в духовном и практическом опыте новомучеников и исповедников, так и за рубежом, в вынужденной эмиграции, где богословская мысль и церковное созидание осуществлялись в уникальных условиях свободы от вмешательства государства.
Концепция евхаристической экклезиологии, созданная протопресвитером Николаем Афанасьевым, по сути является первой и пока единственной экклезиологической теорией, в которой поставлены все основные проблемы, касающиеся природы Церкви, ее границ, вхождения в церковь и в клир, учения о рецепции и так далее. Особый интерес с точки зрения как теоретического, так и практического усвоения представляет концепт евхаристического собрания как воплощения целостности и полноты народа Божьего. В этом собрании собственно осуществляется призвание по дару Святого Духа каждого члена церкви, именно здесь в духовном единстве и функциональном разнообразии служений проявляется царственносвященническое достоинство членов новозаветной Церкви.
Воспринятая христианами Востока и Запада, евхаристическая экклезиология отца Николая и сегодня, по убеждению организаторов конференции, может расцениваться как отправная точка для решения актуальных богословских и практических задач в православных церквах. Она же дает основание для продуктивной дискуссии о сближении православных поместных церквей и о возможных путях преодоления межконфессиональных разделений.
Что такое евхаристическое собрание как целое и кого можно назвать его членом? Кто и как собирает в евхаристическое собрание? Каково содержание служения царственного священства и воплощается ли оно в современной приходской практике? Эти и другие вопросы обсуждались на богословском форуме.