Научно-практические конференции
- Современная православная экклезиология: богословские основания единства Церкви (2021)
- Современная православная экклезиология: служение церкви и ее устройство (2019)
- Россия между прошлым и будущим: хранители и самородки (2018)
- Современная православная экклезиология. Природа церкви и ее границы (2018)
- Православные братства в истории России: к 100-летию воззвания патриарха Тихона об образовании духовных союзов (2018)
- Духовные итоги революции в России: Коллективный человек и трагедия личности (2017)
- Евхаристическая экклезиология сегодня: Восприятие, воплощение, развитие (2017)
- Традиция святоотеческой катехизации. Керигматическая проповедь о Христе для «слушающих» и «просвещаемых» (2016)
- Традиция святоотеческой катехизации. Длительная катехизация сегодня (2015)
- Традиция святоотеческой катехизации. Тема человека на основном этапе оглашения (2014)
- Традиция святоотеческой катехизации. Основной этап (2013)
- Традиция святоотеческой катехизации. Современные вопросы подготовки катехизаторов (2012)
- Традиция святоотеческой катехизации. Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих (2011)
- Традиция святоотеческой катехизации. Пути возрождения (2010)
- Образование в ХХI веке. Стратегии и приоритеты (2008)
Современная православная экклезиология. Природа церкви и ее границы (2018)
XII международная научная конференция СФИ продолжила серию научно-богословских событий, посвящённых православной экклезиологии. В конференции приняли участие исследователи из России, Греции, Германии, Румынии и более 100 слушателей из разных городов России и зарубежья.
Актуальность темы обусловлена тем, что вне пределов храмового богослужения или прихода трудно увидеть и засвидетельствовать наличие церковной жизни, основанной на собственно новозаветных началах. Да и внутри приходской ограды жизнь нередко определяется не столько законом любви, сколько соображениями административными и экономическими, а то и прямо диктуется запросами секулярного общества.
Никео-Цареградское исповедание говорит о Церкви как о предмете веры христиан, а значит как о живом организме, теле Христовом, существующем не только в прошлом или будущем, но и в настоящий момент истории, о чем каждый верный может свидетельствовать любому «внешнему»: «Приди и посмотри». Таким образом, верующий во Христа должен знать «свое собрание», опознающееся, по слову Спасителя, по взаимной любви Его учеников (Ин 13:35).
Учение о Церкви стало основной областью богословских исследований XIX-XX веков, причем не только в восточных, но и в западных церквах. За это время по-новому были поставлены вопросы кафолической природы Церкви, ее соотношения с тварным и нетварным миром, актуального содержания понятия «спасение», соединения «закона веры» и «закона молитвы» в церковном сознании древних и современных христиан, миссии церкви в секулярном мире и т.п. Но целый ряд экклезиологических проблем еще нуждается в постановке и обсуждении на современном уровне церковной мысли и практики.
В течение двух дней (28-29 мая) обсуждались вопросы, связанные с представлением о Церкви в новозаветных текстах и Священном предании, в русской богословской мысли XIX-XX века, а также с выявлением границ Церкви и церковного собрания. Разговор о тайне и таинстве Церкви не обошел стороной и проблему богословского языка, необходимого для выражения опыта церковной жизни. Конференцию завершил круглый стол, посвящённый проблеме власти в Церкви.