Вышел 205-й номер журнала «Вестник РХД»
Вышел новый, 205-й номер журнала «Вестник РХД». Это последний номер, который готовился под руководством Никиты Алексеевича Струве.
В этот выпуск журнала вошли публикации, посвященные митрополиту Антонию Сурожскому, Осипу Мандельштаму, матери Марии (Скобцовой). Среди прочих опубликована статья ректора СФИ, профессора-священника Георгия Кочеткова о Таинстве погребения как таинстве «первой смерти».
Отец Георгий отмечает, что древняя литургическая традиция Православия глубока и удивительна, и сегодня многое из того, что было исторически потеряно или затемнено, благодаря научным исследованиям вновь раскрывается в своем первоначальном свете.
Отец Георгий считает, что теперь необходимо сделать следующий шаг ‒ обогатить этими открытиями практическую церковную жизнь. Ниже публикуем несколько фрагментов из названной статьи.
«Погребение в настоящее время не входит в списки церковных таинств, но оно долгое время, до XII века, существовало в церкви и осознавалось всеми и везде именно как таинство. Современный чин церковного отпевания и даже оставшиеся в нём элементы таинства погребения сильно затемнены другими моментами. Нынешнее отпевание приобрело совсем другой характер, очень отличающийся от того ощущения и осмысления смерти и жизни человека, которое было присуще христианам с апостольских времён».
«Существует огромное количество искажений духа, смысла и формы таинства погребения. Удивительный та́инственный его характер всегда был связан, прежде всего, с помазанием тела усопшего священным маслом (елеем). И сейчас в Требнике есть указание, что нужно возлить масло «от лампады» — елей — на тело усопшего перед закрытием гроба и погребением. Но по сути никто этого, к сожалению, не исполняет, ибо теперь это заменено посыпанием останков человека землёй или пеплом от кадильницы. Но сейчас это имеет уже другой смысл, это стало символом того, что человек и всё в мире возвращается в первобытное состояние, в прах и пепел. «Земля еси, и в землю отыдеши», т.е. ты земля, ты прах, ты пепел, и будешь ты во всю свою смерть пеплом. А когда-то возлияние масла, вместе с Молитвой освящения елея, которая была перед этим, т.е. вместе с эпиклесисом, и было главным моментом всего таинства погребения. Получается, что со временем из чина выпало самое важное – то, что соответствует в чём-то не только помазанию перед крещением, но и самому таинству миропомазания как печати Дара Духа Святого для крещаемого. Вот и выходит, что вместо радости общения в Духе Христовой Жизни мы получаем унылое, хотя и очень красивое, заупокойное богослужение, ещё не связанное с победой Христовой. В результате может быть и рождается покаянное чувство, но ещё в духе Ветхого завета, когда всё – суета, когда всё на земле бессмысленно, когда ничего в земной жизни не важно. Царь ли ты, раб ли ты, твоя красота и доброта, не говоря уж о богатстве, — это всё неважно! Вот что сейчас стало главным духовным итогом отпевания».