«Только там, где стремление к Богу бьёт в барабан, созидается любой дух и любое бытие»
27 ноября в Свято-Филаретовском институте состоялся круглый стол, посвящённый антропологическим идеям немецкого философа Макса Шелера, изложенным в статье «К идее человека». Доклад об основных концептах статьи представил кандидат философских наук Виктор Грановский.
«Когда мы говорим о человеке, вспоминаются слова Достоевского: “Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил”. Так вот, у Макса Шелера есть высказывание не менее красивое. Он пишет, что в человеке слишком много красочности, человек слишком многовекторное существо и он узок для всякого определения. Поэтому и надо, с точки зрения Макса Шелера, о человеке говорить как-то по-новому», — подмечает Виктор Грановский.
«У Макса Шелера сложное отношение с религиозностью, с христианской религиозностью особенно. У него встречаются концепты, близкие индийской религиозности, а в более позднем творчестве Макс Шелер переходит на позиции атеизма, близкого ницшевскому, — подчеркивает докладчик. — Но здесь его мысль весьма теологична».
«В начале этой статьи стоит эпиграф из блаженного Августина, в котором говорится о том, что Бог создает всех животных из земли, таким же образом и человека. Но чем же отличается человек от прочих животных? Тем, что человек — образ и подобие Божие, и здесь и встаёт тема Бога. Человек не может быть опознан, его понятие не может быть сформулировано без сверхчеловеческого — Бога. По Шелеру, без идеи Бога — нет человека, то есть антропологию строить невозможно. Вопрос лишь в том, принимаем ли мы идею Бога непосредственно от Бога, она теологическая по происхождению, или же, как пишет Шелер, это “парабола самого человеческого сознания” и человек сам её конструирует, тем самым возвышаясь через различные формы, если угодно, богостроительства. Шелер не присоединяется ко второй позиции, он скорее стоит на первой в данном сочинении», — уточняет исследователь.
«Макс Шелер говорит, провозглашая религиозность необходимой компонентой антропологии, что без нее нельзя построить антропологию: “Только там, где стремление к Богу бьет в барабан, созидается любой дух и любое бытие”», — добавил Виктор Грановский.
Именно задача узнать, что такое человек, и познать его «природу» находились в центре философско-антропологической проблематики Шелера, отчетливо осознававшего трудности ответа на поставленный вопрос.
В круглом столе приняли участие ректор СФИ, заведующий кафедрой богословия кандидат педагогических наук Александр Копировский, кандидат философских наук Татьяна Панченко, доцент СФИ кандидат филологических наук Екатерина Полякова, ученый секретарь и доцент СФИ, научный сотрудник Института философии РАН кандидат философских наук Алина Патракова, доцент СФИ и РНИМУ им. Н.И. Пирогова кандидат медицинских наук Борис Воскресенский, доцент СФИ кандидат филологических наук Яна Пантуева, старший преподаватель СФИ Мария Патрушева, аспирант философского факультета МГУ Софья Андросенко.