Перейти к основному содержимому

«Только там, где стремление к Богу бьёт в барабан, созидается любой дух и любое бытие»

27 ноября в Свято-Филаретовском институте состоялся круглый стол, посвящённый антропологическим идеям немецкого философа Макса Шелера, изложенным в статье «К идее человека». Доклад об основных концептах статьи представил кандидат философских наук Виктор Грановский.

«Когда мы говорим о человеке, вспоминаются слова Достоевского: “Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил”. Так вот, у Макса Шелера есть высказывание не менее красивое. Он пишет, что в человеке слишком много красочности, человек слишком многовекторное существо и он узок для всякого определения. Поэтому и надо, с точки зрения Макса Шелера, о человеке говорить как-то по-новому», — подмечает Виктор Грановский.

«У Макса Шелера сложное отношение с религиозностью, с христианской религиозностью особенно. У него встречаются концепты, близкие индийской религиозности, а в более позднем творчестве Макс Шелер переходит на позиции атеизма, близкого ницшевскому, — подчеркивает докладчик. — Но здесь его мысль весьма теологична». 

«В начале этой статьи стоит эпиграф из блаженного Августина, в котором говорится о том, что Бог создает всех животных из земли, таким же образом и человека. Но чем же отличается человек от прочих животных? Тем, что человек — образ и подобие Божие, и здесь и встаёт тема Бога. Человек не может быть опознан, его понятие не может быть сформулировано без сверхчеловеческого — Бога. По Шелеру, без идеи Бога — нет человека, то есть антропологию строить невозможно. Вопрос лишь в том, принимаем ли мы идею Бога непосредственно от Бога, она теологическая по происхождению, или же, как пишет Шелер, это “парабола самого человеческого сознания” и человек сам её конструирует, тем самым возвышаясь через различные формы, если угодно, богостроительства. Шелер не присоединяется ко второй позиции, он скорее стоит на первой в данном сочинении», — уточняет исследователь.

«Макс Шелер говорит, провозглашая религиозность необходимой компонентой антропологии, что без нее нельзя построить антропологию: “Только там, где стремление к Богу бьет в барабан, созидается любой дух и любое бытие”», — добавил Виктор Грановский.

Именно задача узнать, что такое человек, и познать его «природу» находились в центре философско-антропологической проблематики Шелера, отчетливо осознававшего трудности ответа на поставленный вопрос.

В круглом столе приняли участие ректор СФИ, заведующий кафедрой богословия кандидат педагогических наук Александр Копировский, кандидат философских наук Татьяна Панченко, доцент СФИ кандидат филологических наук Екатерина Полякова, ученый секретарь и доцент СФИ, научный сотрудник Института философии РАН кандидат философских наук Алина Патракова, доцент СФИ и РНИМУ им. Н.И. Пирогова кандидат медицинских наук Борис Воскресенский, доцент СФИ кандидат филологических наук Яна Пантуева, старший преподаватель СФИ Мария Патрушева, аспирант философского факультета МГУ Софья Андросенко.

Все новости

Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.