Перейти к основному содержимому

«Традиция святоотеческого катехумената как целостное наставление в вере»

Enter caption here

24 сентября 2010 года  в Богородичном Щегловском мужском монастыре прошел организованный Отделом религиозного образования и катехизации Тульской епархии семинар-совещание «Актуальные вопросы катехизации и религиозного образования на приходе» с участием настоятелей храмов и помощников настоятелей по образованию.

Открывая семинар, митрополит Тульский и Белевский Алексий подчеркнул, что религиозное образование и катехизация необходимы не только детям, но и взрослым.

Понимание того, что невозможно крестить и венчать людей, не имеющих представления о вере, стало практически общим, но в сфере практической остается еще немало вопросов. В качестве удачного примера участники семинара приводили опыт екатеринбургской епархии, где существует целостная система трехмесячной катехизации, состоящей из двенадцати бесед. В Тульской епархии проект огласительного курса был представлен для обсуждения.

О «Традиции святоотеческого катехумената как целостного наставления в вере» рассказала в своем докладе выпускница Свято-Филаретовского института бакалавр теологии Мария Носкова. Она привела данные статистики: по опросам социологов около 80-90% граждан России считают себя православными, около 60% называют себя христианами, однако регулярно участвуют в богослужениях и таинствах всего лишь от 2 до 5 %. Цифры статистики свидетельствуют о том, что вера и жизнь зачастую не понимаются как единое целое. Об этом же говорит и тот факт, что в храме много младенцев, которых крестят и причащают родители, значительно меньше можно увидеть младших школьников, а подростков уже практически нет. Это означает, что родители и крестные не сумели передать детям веру. Это очень серьезная проблема, в основе которой лежит отсутствие катехизации перед крещением.

В традиции церкви есть опыт святоотеческого катехумената, который возник в середине II  в., потому что в церковь вошли язычники, не знающие моисеева Закона. Своего расцвета он достигает в IV в., когда епископские кафедры занимают свт. Иоанн Златоуст и свт. Кирилл Иерусалимский. Постепенное угасание катехизации происходит в VI в. в связи с тем, что крестят в основном детей и младенцев, а также возникают массовые крещения народов без катехизации по политическим мотивам.

М. Носкова подчеркнула, что несколько лет назад о необходимости катехизации говорили только отдельные священники и богословы, а сейчас это общепризнано. Катехизация возрождается, но на приходах не всегда знают, как заниматься этим делом на практике. Между тем в церкви этот опыт есть, примером чему служит Преображенское содружество малых православных братств, которое одним из своих приоритетных церковных служений считает катехизацию — ответственное, последовательное и целостное научение основам христианской веры, молитвы и жизни, подкрепляемое вхождением в реальную церковную общину. За прошедшие годы, благодаря катехизации, проводимой Преображенским братством, в церковь вошло более 15 тысяч человек. Этот опыт показывает, что катехизация только тогда будет плодотворной, когда является делом церковной общины.

Большое внимание участники семинара уделили итогам эксперимента по введению курса ОПК в школах Тульской области. Как подчеркнул председатель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Геннадий Антонов, за годы совместной работы духовенство и педагоги научились слышать и понимать друг друга, убедились, что диалог возможен и при расхождении взглядов.

По итогам семинара было решено принять положение об обязательной подготовке перед крещением и венчанием, организовать катехизические занятия для крещеных взрослых, создать библиотеки и методические центры во всех благочиниях.

Информационная служба СФИ

В материале использованы фотографии сайта Тульской и Белевской епархии

Все новости