«Мы здесь как лаборатория для будущей России»
Этот съезд, собравший русских мыслителей, профессоров и студентов, вынужденных покинуть Россию после 1917 года, стал особым вдохновением для участников и положил начало одному из самых выдающихся христианских движений XX века.
Опыт устройства церковной жизни и обретение церковного единства, христианского воспитания молодежи, а также богословские находки Движения обсуждали на Всероссийской научной конференции с международным участием «Русское студенческое христианское движение: опыт оцерковления жизни», организованной Свято-Филаретовским институтом и Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве 4–5 октября.
«Русское студенческое христианское движение сыграло выдающуюся роль для Русской церкви и не только для нее», — подчеркнул в приветственном слове к участникам конференции директор Русского дома зарубежья им. Александра Солженицына кандидат исторических наук Виктор Москвин.
Обзор истории Движения представил его нынешний председатель Кирилл Соллогуб. Он рассказал как движенцы понимали свою ответственность за церковь и ее миссию, привел примеры того, как РСХД проявляло себя в жизни церкви в различные периоды своей истории.
Экклезиологическое значение понятий «оцерковления» и «воцерковления», сравнил первый проректор СФИ, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак, проанализировав соответствующий опыт помощи молодым людям в обретении единства веры и жизни в среде русской эмиграции сто лет назад и в современной России.
Научный сотрудник культурного центра «Покровские ворота» Джованна Парравичини рассказала об опыте оцерковления в католических церковных движениях ХХ века, ставших ответом на секуляризацию, «умирание» христианской культуры, «студенческий бунт» и утверждение левой атеистической культуры под влиянием марксистской и советской идеологии. Для этих движений так же, как и для русских движенцев XX века, таких как мать Мария (Скобцова), характерен отказ от внешнего подчинения своей жизни ряду обрядовых и этических норм, к которому часто сводилось понимание церковной жизни, и жажда обретения живого общения со Христом. Однако это не означает уклонения в субъективизм и индивидуализм: не случайно для этих католических движений нового типа характерен присутствующий даже в самих их названиях акцент на общинной жизни - например, «Общение и освобождение» или «Фоколяры» (с итальянского — «очаги»).
О служении и мысли одного из выдающихся деятелей РСХД, канонизированного в 2012 году, Ивана Лаговского, рассказала ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья кандидат философских наук Наталья Ликвинцева. Она вспомнила его доклады о положении церкви в СССР, часто переходившие в молитву о России, и особенно участие в деятельности Религиозно-педагогического кабинета Василия Зеньковского, своеобразной «лабораторией» для которого было Движение. Лаговский стал одним из разработчиков в чем-то утопичной идеи Зеньковского о целостной религиозной школе. Он писал, что цель такой школы — «открыть и создать в человеке ту силу, которая организует жизненное единство человеческой личности, создать тот живой динамический центр, из которого растет вся любовь и ненависть человека, в котором все проявления внутренней и внешней жизни вступают в целостно-личностное творческое отношение к человеку, свободно избираются или отвергаются им, иерархически располагаются». Лаговский замечал, что аналогичный подход «целостного религиозного мировоззрения» своеобразно используется и в советской школе для создания «антирелигиозного мировоззрения».
О том, как понимал оцерковление культуры друг отца Сергия Булгакова священномученик Константин Агеев, деятель Поместного собора 1917-1918 годов и участник группы «32-х» петербургских священников — ревнителей обновления церковной жизни, рассказала Юлия Балакшина, доктор филологических наук, профессор Свято-Филаретовского института и РГПУ им. А. И. Герцена.
Также истокам Движения и отношениям его участников с ИМКА, а также церковными движениями в России были посвящены доклады директора Благотворительного фонда «101 км. Подвижники Малоярославца» Елены Старостенковой «Избранные места из переписки деятелей РСХД в 1920-е годы», Анны Сахаровой о деятельности преподобного Фредерика Чарльза Мередита в России в 1919−1920 годы и Павла Трибунского, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Дома русского зарубежья «Пол Андерсон, Дональд Лаури и программы Восточно-европейского фонда 1950-х годов».
На секции, посвященной «парижской школе» богословия, тесно связанной с жизнью РСХД, член редколлегии журнала «Вестник РХД» Виктор Александров представил доклад о становлении разработчика евхаристической экклезиологии Николая Афанасьева, ученика протоиерея Сергия Булгакова.
Какое место в осмыслении темы служения мирян в Церкви отец Николай Афанасьев отводил христианским объединениям, рассказала редактор журнала «Вестник Свято-Филаретовского института» Людмила-Илона Скоробогатова.
Важнейшие идеи о Церкви одного из основателей РСХД отца Сергия Булгакова, отраженные в его статьях о Движении в «Вестнике РСХД», представил член исполнительного комитета издательства «ИМКА-Пресс», член редколлегии журнала «Вестник РХД» Даниил Струве.
Аспирантка СПбДА, выпускница теологической магистратуры СФИ Юлия Антипина рассказала об экуменической деятельности протоиерея Сергия Булгакова, связанной с рождением в 1928 году в Лондоне Содружества преподобного Сергия и святого Албания, которое объединило православных и англикан. Отказ от интерконфессионального подхода в устройстве жизни самого РСХД и выбор в пользу углубления в православной традиции стали одной из духовных предпосылок, позволившей отцу Сергию продвинуться вперед в диалоге с христианами других конфессий и сделать в этом направлении целый ряд дерзновенных шагов вплоть до регулярного совместного совершения евхаристии. Какие основания видел отец Сергий для церковного единства, автор доклада проследила в том числе на материалах, опубликованных в журнале «Соборность», ранее не переводившихся на русский язык.
Ретроспективу столетней истории журнала «Вестник Русского христианского движения», через который звучали голоса издателей, авторов и читателей журнала, таких как Николай Зернов, Иван Лаговский, Василий Зеньковский, отец Сергий Булгаков, Николай Бердяев, Никита Струве, Сергей Аверинцев и других, осветила главный редактор журнала Татьяна Викторова. Она особенно подчеркнула роль Вестника в выстраивании единого пространства христианской культуры, преодолевающего конфессиональные и национальные границы. «Общение христиан разных конфессий является источником иных, неведомых творческих сил, которое избавляет от национальных предвзятостей и стереотипов», —процитировала она в своем сообщении слова первого редактора журнала Николая Зернова.
«Появление Вестника стало подарком свыше, — вспоминает знакомство с журналом в 70-е годы прошлого столетия духовный попечитель Преображенского братства отец Георгий Кочетков на Круглом столе с участием членов РСХД. — Находясь внутри советской действительности, которая была весьма далека от всего того, что делали РСХД и “Вестник”, я как бы соприкоснулся со здоровым, духовным русским обществом, которое себе так и представлял, которое таким и должно быть».
О двух взглядах на путь Движения, — Василия Зеньковского и Николая Бердяева, рассказал ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья, профессор Финансового университета при Правительстве РФ доктор философских наук Олег Ермишин. «Николай Бердяев, настаивая на духовной активности, подчеркивал важность развития и социальной работы, какую можно было наблюдать у других христианских конфессий. Конечно, он считал, что православному движению следует не слепо копировать их, а найти свой путь, сказать свое слово. Для Василия Зеньковского идейное равнодушие представлялось не слабостью, а силой РСХД. Он считал, что социальная и политическая нейтральность помогает собирать, способствует единению, а чрезмерная политизированность, напротив, разобщает. В этом он видел принципиальное отличие православия от западных конфессий, которые хотят активно влиять на политические процессы».
Воспоминания Василия Зеньковского о первом Пшеровском съезде рассмотрел заведующий кафедрой философии и религиоведения Богословского факультета ПСТГУ доктор философских наук Константин Антонов в докладе «Василий Зеньковский о Пшеровском съезде РСХД: воспоминание или психологический анализ религиозного события?».
«Воспоминания отца Василия о становлении РСХД и главным образом о Пшеровском съезде не только талантливы с литературной точки зрения, но и точны психологически. Автор — психолог и педагог, в центре интереса которого стояла религия, — отметил Константин Михайлович. — Вызывает интерес описание религиозных переживаний участников Пшеровского съезда, которые не были индивидуальными, не были суммой индивидуальных переживаний, а были иным, созидающим новую реальность опытом, нарастающим подобно электрическому току».
Об идейном контексте, в котором находилось Движение в довоенные годы, и поисках социальных смыслов христианства, так называемого третьего пути устроения общественной жизни, который противополагался с одной стороны современной формальной демократии, а с другой — безбожному насильническому большевизму и о том, как понимали деятели РСХД «социальное христианство», как видели пути его достижения, рассказал старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Александр Буров.
Отдельная секция была посвящена экклезиологии Движения. На ней обсудили что собой представлял опыт соборности РСХД (Ульяна Гутнер), росписи в часовне святителя Василия Великого (Лондон), выполненные духовной дочерью отца Сергия Булгакова инокиней Иоанной (Рейтлингер) (Мария Патрушева), а также влияние, которое оказало РСХД на церковную жизнь в советской и постсоветской России, в частности на опыт отца Александра Меня и отца Георгия Кочеткова (Андрей Дударев).
По мнению самого отца Георгия, вопрос о влиянии опыта церковных движений друг на друга не предполагает простого и однозначного ответа. С одной стороны, рождение всякой общины, братства происходит само собой изнутри, так же как среди движенцев в эмиграции родились формы, адекватные их духовному состоянию, их самосознанию. С другой стороны, нельзя не учитывать огромную роль и влияние великих богословов, философов таких как Булгаков, Бердяев и многих других на жизнь Преображенского братства.
О влиянии РСХД на церковную жизнь в Советской России и деятельности его членов в СССР говорили на секции «Лицом к России»: РСХД в Советском Союзе».
Участники секций обсудили помощь РСХД верующим в СССР (Барбара Мартин), освещение церковной жизни в Советском Союзе в послевоенное время (Виталий Черкасов) и перестроечный период (Марина Косухина). О судьбах некоторых членов печерского кружка РСХД в XX веке рассказал декан исторического факультета СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный.
В рамках конференции состоялась презентация книги Ульяны Гутнер «Русское студенческое христианское движение: истоки, возникновение и деятельность в 1923−1939 годах», посвященная различным аспектам жизни РСХД в эмиграции.
Завершилась конференция круглым столом, на котором прозвучали личные свидетельства тех, кто сам активно участвовал в жизни и деятельности РСХД во Франции во второй половине ХХ века и тех, для кого в советской России опыт Движения и чтение журнала «Вестник РХД» стали поворотным моментом в жизни.