Перейти к основному содержимому

Арендт и Аверинцев: два взгляда на истоки тоталитаризма

Предлагаем статью заведующего кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ Григория Гутнера – обзор работы Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма», одной из первых философских попыток разобраться в природе этого явления.
Григорий Борисович Гутнер, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ

Григорий Борисович Гутнер, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ

Данный доклад в октябре 2014 года открыл серию круглых столов, посвященных феномену тоталитаризма. Григорий Гутнер представил взгляд Арендт на духовные и исторические предпосылки тоталитаризма и определил ключевые для нее понятия (империализм, колониализм, расизм, масса, тоталитарное движение, идеология, концлагерь). По мысли Ханны Арендт, тоталитарные идеологии выстраивают в сознании масс непротиворечивую картину мира, в которой все объясняется действием сверхчеловеческих сил природы или истории, а понятия вины и невиновности, морали и человечности теряют смысл.

Очередной круглый стол на кафедре философии состоялся в апреле. На нем обсуждали взгляд на проблему тоталитаризма Сергея Аверинцева. Александр Копировский представил обзор нескольких его работ: «Тоталитаризм: ложный ответ на реальные вопросы» (2002), «Солидарность поколений как фактор гражданской свободы», «Унижение и достоинство человека», «“Великий инквизитор” с точки зрения advocatus diaboli» (1993), Послесловие к энциклопедическому словарю «Христианство» (1995).

Аверинцев подчеркивает, что «тоталитаризмы получили свой исторический шанс лишь постольку, поскольку были… ответом на вполне реальные вопросы, порожденные кризисом прежних идентичностей», хотя и ответом абсолютно ложным. В человеке действительно есть жажда единения с другими людьми и целостной отдачи себя, активного и творческого участия в историческом процессе, преодоления мучительных противоречий в себе и в мире. Поэтому после Первой Мировой войны и краха идеологии Просвещения массы (о духовном облике которых шла речь на предыдущем круглом столе), движимые чувством обиды, потерянности, бессилия, так называемого «ressentiment», подхватили идеи тоталитаризма.

Однако Аверинцев делает акцент на другом: не нашлось тех, кто смог бы убедительно и глубоко показать, что этот ответ – ложный, предложить жизненную альтернативу тоталитарным движениям. И смысл преодоления тоталитаризма он видел в том, чтобы «в полной мере ощутить реальность самих вопросов» и дать на них христианский ответ.

Александр Михайлович Копировский, кандидат педагогических наук, профессор кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ; Давид Мкртичевич Гзгзян, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ

Александр Михайлович Копировский, кандидат педагогических наук, профессор кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ; Давид Мкртичевич Гзгзян, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ