Перейти к основному содержимому

«Духовное противостояние пустоте в церкви и обществе»

«Нам важно понять, что такое пустота, откуда она берется и можно ли ей противостоять»

В Российской академии образования открылась XVIII международная конференция Преображенского содружества братств «Духовное противостояние пустоте в церкви и обществе». Ее соучредителями также являются Свято-Филаретовский православно-христианский институт и парижский журнал «Вестник РХД».

Среди участников конференции – главный редактор журнала «Вестник РХД» Никита Струве, поэт, богослов, переводчик Ольга Седакова, народный артист России Сергей Юрский, многие священнослужители и известные общественные деятели.

Ректор СФИ и духовный попечитель Преображенского содружества братств священник Георгий Кочетков открыл конференцию словами: «Понятие пустоты оказалось чрезвычайно актуальным сегодня, это одна из самых болезненных ран. Нам важно понять, что такое пустота, откуда она берется и можно ли ей противостоять. Мы хотим, чтобы наша конференция была свободной и открытой. Мы хотим позитивного диалога, стремясь к созиданию, а не к обличению и разрушению. Наша цель – достичь понимания и обратить внимание церкви и общества на опасности, пренебрегая которыми невозможно спокойно, свободно смотреть в будущее».

Председатель Преображенского содружества Владимир Коваль-Зайцев в своём обращении к участникам представил новую книгу, изданную специально к конференции, ­­– «О полноте и пустоте в церкви и обществе».  Владимир Коваль-Зайцев выразил надежду на открытое обсуждение, «которое предполагает не только острую постановку проблем, но и поиск их разрешения».

Известный библеист, ученый, профессор теологического  университета г. Сибиу, вице-президент православного движения «Воинство Господне» прот. Василе Михок в своём докладе «Пустота как нехватка божественного присутствия» привлек внимание собравшихся к самоопустошению, кенозису Христа ради того, чтобы мы получили Его богатство. Он сделал акцент на единстве христиан, которого можно достичь только через самоопустошение по образу Христа. Он призвал найти те «кристаллики единства и любви», которые смогут заполнить пустоту мира сего: «Нам нужны дерзновение и смелость верить в единство – в единство наших общин, в единство церкви, в единство собственной личности. Мы видим сейчас, как лукавый пытается разрушить всё то, что Христово, в частности, пытается всё больше и больше разрушить единство христиан, разделить церковь как можно сильнее. И всё-таки Христос молился о единстве церкви, о единстве всех учеников. И апостол Павел говорит о том, что Тело одно. Давайте наберемся смелости для того, чтобы молиться и трудиться и дополнить радость апостола Павла и радость Господа нашего Иисуса Христа, ища единства».

Специалист по истории раннего христианства и иудаизма, библеист, профессор РГГУ и СФИ Анна Шмаина-Великанова раскрыла смысл понятия «пустоты» и «пустыни» в библейском языке. Любому усилию в направлении добра, красоты, счастья препятствует ничто, пустота, расслабленность. Она отметила, что «мерзость запустения», пустота в своем пределе – это не просто «ничто», но активный разрушительный процесс. В то же время пустыня, если человек идёт в неё добровольно, по зову Всевышнего, становится местом-возможностью – возможностью рая, а значит, и полноты: «Если мы сами соглашаемся выйти навстречу Богу, то может образоваться маленькая полнота, община, церковь».

О противодействии пустоте в свете явления Александра Солженицына размышлял в своем докладе главный редактор журнала «Вестник РХД» профессор Никита Струве. «Церковь – это мы, поэтому противодействие пустоте должно быть направлено на себя», – этими словами он начал свое выступление. Никита Алексеевич назвал Александра Солженицына «непревзойдённым явлением полноты в XX веке, полноты судьбы, мироощущения, словесного литературного творчества в их взаимодействии, сращенности между судьбой, видением и выражением в искусстве». Солженицын был явлением силы и воли как противостояния пустоте в себе, но, в то же время, и кенозиса, необходимого для обретения самого себя. Одной из основных тем творчества Солженицына был человек, который обретает себя, проходя путем обнищания. «Солженицын нам послан, чтобы мы вдохновлялись для борьбы с пустотой», – заключил свой доклад Никита Струве.

Первая половина дня окончилась пением всеми участниками конференции «Вечной памяти» недавно почившему великому писателю.

Век постмодерна: кризис продолжения

Центральным на втором пленарном заседании конференции стал доклад поэта и филолога Ольги Седаковой. По её мнению наше время является финалом проекта эпохи Просвещения. Этот проект заключался в том, чтобы защитить достоинство личности от всякого унижения, освободить человека, предоставить ему все возможности для развития. И тогда каждый раскроет свою природу – сможет писать музыку как Бетховен и картины как Рафаэль. И этот проект, в общем, исполнился – на Западе эта ситуация достигла своей вершины: человек так хорошо еще никогда не жил, у него стало столько возможностей, сколько никогда не было, практически безграничные. Но Бетховенов и Рафаэлей больше не появилось, человек не стал более творческим, скорее наоборот. В этом смысле полноты нет.

Но зато это положение вещей явило что-то, чего не знали великие люди прошлого: внимание к человеку, нежность в общении и нетерпимость к страданию других. Хотя эта тенденция очень хрупка. Но именно этим даром, по мнению Ольги Седаковой, наше время может бороться с пустотой.

В ходе дальнейшего обсуждения Ольга Александровна также добавила, что для того, чтобы переживание пустоты перестало быть главенствующим, необходимо созидание пространства для действия духа общения, т.е. общинности. «Я другого пути не вижу», – подчеркнула Седакова.

Завершили дневное заседание выступления зарубежных гостей конференции. С содержанием последней энциклики римского понтифика «Spe Salvi»(«О христианской надежде»), подробно ознакомил участников конференции отец Альберт Раух, директор института Восточных церквей (Регенсбург). О важности соотнесения языка христианского богословия и проповеди с  современным философским контекстом  говорил о. Ян Лашек, декан теологического факультета Карлова университета (Прага) в докладе «Век постмодерна: что дальше?»

Выход из церковного кризиса есть

Во второй день конференции о духовном противостоянии пустоте в церкви и обществе ее участники провели 10 дискуссионных семинаров: «Что заставляет людей быть поборниками пустоты?», «”Миллионы убитых задешево протоптали тропу в пустоте…” (Осип Мандельштам). Исторический опыт XX века: опустошение и воскрешение», «Жизненный путь отца Сергия Булгакова как путь духовного противостояния пустоте в церкви и обществе», «Явление А.И. Солженицына как опыт противостояния пустоте в обществе» и др.

После этого все вновь собрались на общее заседание в Российской академии образования, на котором выступили заведующий кафедрой Священного писания, учёный секретарь СФИ Лариса Мусина с докладом «Реальное и обманчивое, значительное и ничтожное, тщетное и действенное: как определяет пустоту Священное писание»; профессор СФИ кандидат педагогических наук Александр Копировский – «Тема пустоты в отдельных произведениях русской живописи и поэзии»; главный научный сотрудник Института русского языка РАН доктор филологических наук Евгений Верещагин – «Русский язык как средство противостояния духовной дезориентации человека и общества».

Живой интерес собравшихся также вызвало выступление Моник Потевэн, европейского представителя мирянского братства св. Шарля де Фуко (Франция) «Сопротивление пустоте посредством действенной любви». Она говорила «о внутренней пустоте, ощущаемой каждым, заполнить которую может лишь действенная любовь». Моник Потевэн затронула проблему пустеющих храмов, актуальную для современного общества как никогда раньше. По ее мнению, решение проблемы – в жизни христиан по Евангелию, в жизни общин и братств: «Жить так, чтобы это и у других вызывало желание жить так же. Если бы мы и в самом деле жили Евангелием, церкви бы не пустели».

Священник Георгий Кочетков поблагодарил сестру Моник за живое свидетельство о братской и общинной жизни. Всемирный церковный кризис, сказал он, будет преодолён тогда, когда «в церковь войдёт дыхание жизни, дыхание свободы, дыхание действенной любви. Если церковь не найдёт путь общинной и братской жизни, кризис будет всё более и более жестоким, пустота всё разрушит».

Грядущее свершается сейчас

Участники конференции «Духовное противостояние пустоте в церкви и обществе» обсудили перспективы возрождения церкви и общества в России.

Открывая дискуссию, ведущий – священник Георгий Кочетков – напомнил о том, что проведение подобных встреч стало своего рода традицией на конференциях Преображенского содружества. И если в предыдущие годы подобные вечера были посвящены «шестидесятникам» и «семидесятникам» или вопросу о том, что осуществилось, а что не смогло в 90-е годы, то теперь – тому, какие семена мы сеем и какие плоды хотим получить в будущем. Говоря о необходимости подлинной, а не бездумной передачи традиции, отец Георгий с горечью отметил: «За последние 10-15 лет потерян опыт новомучеников. Мы их канонизировали, но их опыт нас не интересует. Мы потеряли интерес к общинной жизни. Я помню, в 80-е годы в любом более или менее живом приходе шли разговоры об общине. Сейчас любое стремление христиан жить общей жизнью воспринимается как сектантство». Самое же страшное, по мнению отца Георгия, в этом то, что церковь молчит. А ведь эти вещи вопиют к небу – как вопиет к нему кровь новомучеников до тех пор, пока на площадях стоят памятники Ленину, Дзержинскому и т.п., пока их прославляют названия улиц, по которым мы ходим. «Это внешние вещи, – сказал отец Георгий, – но они отражают внутреннее. Пока ещё можно, нужно устроить жизнь по-новому. Потом  может быть поздно, завтра возможности может не быть. Такие вещи часто случались в истории».

Говоря об особенностях времени, в которое нам довелось жить, многие из выступавших подчеркивали: изменилась эпоха, пройдена какая-то грань разрушения человека и общества. Проректо СФИ Дмитрий Гасак говорил об изменении духовных интересов современников: «Сложнее всего говорить с современным человеком о Боге, о вере, о смысле. Восстановление нужно начинать с человека, с его личности, нужно терпеливо и постепенно возвращать смысл всему, что происходит внутри и вокруг нас».

Профессор Никита Струве, обратившись к прошлому, напомнил, что завершилась эпоха, начатая французской революцией – попытка установить Царство Небесное на земле одними лишь человеческими усилиями. «России пришлось завершить эту попытку, и она страшно за это поплатилась. Убийство Бога превратилось в убийство человека. Но не надо бояться прошлого, потому что оно кончилось» – сказал он.

Священник Иоанн Привалов, говорил о неизбежности общественного кризиса, связанного с тем, что ушла мощная плеяда авторитетных деятелей культуры, последним в ряду которых стал А.И. Солженицын, и теперь все падает на неподготовленные плечи современных «маленьких» людей. Такая культурная и общественная ситуация не зачёркивает полностью надежду. Отец Иоанн привел целый ряд небольших, но радостных наблюдений: «В 2005 году я с удивлением отметил, что с людьми опять стало возможным говорить о покаянии, о том, что без совести возрождения в нашей стране не будет». Он говорил, что его, как сельского священника, радуют даже такие мелочи, как то, что за три года не сожгли, не исписали ругательствами новые телефонные будки, не опрокинули автобусные остановки, что мужики собираются и думают, как дальше пойдет жизнь в селе. Все это представляет разительный контраст с началом 90-х годов.

Откликнувшись на выступление отца Иоанна, собравшиеся говорили о таких же радостных открытиях, в том числе о том, что люди перестали уезжать из России лишь для того, чтобы спастись от постсоветской действительности, что с начала 90-х годов идет очеловечение людей во многих мелких деталях.

Известный актёр и режиссёр Сергей Юрский свидетельствовал, что пустота господствует во всём. Часто даже битком набитые залы могут быть наполнены людьми с пустыми сердцами. «Моя надежда, – сказал он в завершении своего слова, – люди, у которых остался голод сердца, которые ощущают свою пустоту и жаждут её наполнения».

В то же время, с точки зрения профессора Юрия Афанасьева, если взять такой микроскопический анализ и сделать вывод, что торжествует не тьма, а эти проблески света, можно впасть «в очередное недопустимое заблуждение о нынешнем нашем положении». Вспомнив известных ему лично удивительных, праведных людей, сумевших пережить страшные годы и сохраниться, Юрий Николаевич с горечью заметил, что всем им удалось сохранить человечность лишь благодаря социальной пассивности, сохранению только элементарных жизненных интересов – поесть, попить, поспать. Поэтому, считает он, сейчас каких-то оптимистических, обнадеживающих выводов относительно будущего сделать нельзя.

И все-таки именно деятельная надежда звучала во многих выступлениях. Преподаватель СФИ Анна Шмаина-Великанова вспомнила слова Тейяра де Шардена, что «будущее за объединёнными любовью маленькими группами “маленьких” людей». Никита Струве, напомнив, что лишь немногие люди обладают пророческим видением грядущего – как Достоевский, предсказавший революцию, или Розанов, писавший о том, что смута закончится на третьем поколении – призвал всех стремиться к тому, чтобы  наше видение соответствовало сущности человека, сущности Творца, истине и правде. «И тогда мы послужим будущему, хотя мы его не знаем» – сказал он. Ученый секретарь СФИ Александр Копировский вспомнил слова владыки Михаила (Грибановского): «Наше дело не рассуждать о неизвестном, а быть готовыми к нему».

В заключение разговора священник Георгий Кочетков напомнил, что идея, изначально заложенная во всей деятельности Преображенского содружества, была очень проста: мы члены Церкви и должны быть ими до конца. В Священном писании, в традиции Церкви есть представление о норме, о полноте церковной жизни. Эту полноту надо усваивать, ей соответствовать и для этого жить по «принципу дополнительности»: если в жизни церкви отсутствовало и отсутствует многое из того, что проистекает из Писания и Предания, значит, это надо делать самим. Такой же принцип необходим и в отношении жизни общества. И если мы не можем делать это для всей страны, мы можем начинать хотя бы с себя.

«Россия – замечательная страна, где работает закон “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, – сказал отец Георгий, – У нас не работает демократия, и не будет работать. А вот этот принцип – что на друзей можно положиться – как раз и может работать в наших геополитических условиях». И в этих условиях можно многое сделать, нужно делиться тем, что мы, христиане знаем. Нехристианам труднее жить нормально в нашем обществе. Они могут быть умнее христиан, даже добрее – но у них нет представления о норме жизни. И если грядущее свершается сейчас, надо делать то, что мы можем, без чего мы страдаем, и страдают наши ближние, будучи отлучены от полноты жизни во Христе. И делать это необходимо в любом случае, даже если ничего не делают предназначенные для этого учреждения. Это дает благодать, это дает благословение Божье.