Перейти к основному содержимому
Глеб Гарриевич Ястребов
Старший преподаватель

О женах-мироносицах

Фра Беато Анжелико. Отворение гроба. Сюжет из серии небольших картин с изображением сцен из жизни Христа на створках шкафа для серебряной утвари. Монастырь Сан Марко, Флоренция. Ок. 1451-1452

Фра Беато Анжелико. Отворение гроба. Сюжет из серии небольших картин с изображением сцен из жизни Христа на створках шкафа для серебряной утвари. Монастырь Сан Марко, Флоренция. Ок. 1451-1452

«Женщины из наших изумили нас…» (Лк 24:22)

Велика и многопланова роль жен-мироносиц в истории христианства. В темнейший из дней этой истории они были чуть ли не единственными учениками Иисуса, которые не побоялись выказать публично свою связь с Ним. Это было опасно: хотя оплакивать казненных преступников разрешалось, существовала возможность, что власти, желая покончить с движением, арестуют любого из активных участников. (И не разрешена ли властями гробница, подумал бы осторожный человек, с целью опознать сторонников Иисуса?!) Конечно, женщины выглядели менее опасными, чем мужчины, но почему бы не выпытать у них местонахождение других учеников? Апостолы жили в страхе перед арестом (Ин 20:19), запирая двери, – к слову сказать, почти без толку, ибо дверные засовы не спасли бы от солдат…

Идя к гробнице, женщины не могли не считаться с возможностью того, что этот рассветный час окажется последним их часом на свободе. Но верность и благодарность были сильнее страха, и мироносицы первыми услышали о Воскресении и первыми о нем возвестили.

Однако этим их роль не ограничивается. Чтобы яснее понять ее, полезно увидеть проблему. Зададим себе вопрос: отважное их решение – изменило ли что-нибудь в ходе священной истории? Ведь Воскресший в любом случае явился бы ученикам, и пустая гробница была бы найдена…

Здесь следует вспомнить, что в тогдашнем иудаизме (а часто и язычестве), свидетельству женщин не доверяли. Прямые указания на это есть в раввинистических текстах, а Иосиф Флавий пишет: «Свидетельство женщин, ввиду их легкомыслия и пристрастия, не должно было быть принимаемо во внимание» (Иудейские древности, 4.8.15; цит. по пер. Г. Генкеля). В первые века скептики ссылались на ненадежность свидетельства мироносиц (см. Ориген, Против Цельса, 2.59). Пожалуй, неслучайно апостол Павел, сам чуждый гендерных предрассудков, в полемике о Воскресении не упомянул женщин среди свидетелей (1 Кор 15:4-8): они не убедили бы скептиков. Стало быть, наш вопрос звучит тревожно: не получилось ли, что отважный (и единственно возможный) поступок мироносиц осложнил христианскую миссию?

Однако нередко полное значение человеческих дел раскрывается лишь спустя столетия. И свидетельство мироносиц с ходом времени не ослабило, а многократно усилило свое значение! Так, в ХХ веке именно сцена с женщинами у гробницы стала одним из главных аргументов в пользу достоверности евангельского рассказа: «Поздняя легенда обязательно приписала бы находку пустой гробницы ученикам-мужчинам» (У.Л. Крейг). Если бы пустая гробница была выдумкой, выдумщикам сподручнее было бы отправить к ней мужчин. А если бы реальная история сложилась так, что у гробницы первыми оказались мужчины, мы остались бы без существенного аргумента…

Впрочем, неверие изобретательно в отговорках, но еще одна (и очень важная) роль мироносиц дала о себе знать уже в древности: их поступок перечеркнул гендерные стереотипы. Да, вызов этим стереотипам был заложен и в истории Девы Марии, и в самой проповеди Иисуса. Но после первого пасхального утра невозможно было принадлежать к ученикам Иисуса – и полагать женщину недостойной свидетельствовать. Это – революция, а точнее, революционное возвращение к первоначальному эдемскому замыслу. Посылая мироносиц с миссией, Иисус «униженному полу возвращает честь и добрые надежды» (Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Матфея, 89).

Во многом с этим связано самое активное (вплоть до апостольского) служение женщин в первоначальных общинах. Мироносицы кардинально изменили место женщин в истории народа Божьего.

***

P.S. Пользуюсь случаем сказать о публикации русского издания книги Ричарда Бокэма «Иисус и женщины» (Москва,2015). (В английском оригинале: GospelWomen.) Бокэм удивителен: ему не может прийти в голову скучная мысль, причем поражает качество этих мыслей. Чрезвычайно интересны, в частности, размышления об Иоанне: происходя из иродианской аристократии Тивериады, она отринула богатство и свою среду, последовав за Иисусом. Бокэм высказывает дерзкую гипотезу о том, что Иоанна и Юния из Рим 16:7 – одно и то же лицо. В таком случае Иоанна стала (возможно, со своим мужем) странствующим апостолом и миссионером… Есть в книге Бокэма и другие, более осторожные, анализы – в частности, миссионерской пары Марии Клеоповой и ее мужа.

Об авторе