Перейти к основному содержимому
Глеб Гарриевич Ястребов
Старший преподаватель

Евангелие от Матфея: диалог культур

Рембрандт Харменс ван Рейн. Евангелист Матфей и ангел, 1661

Рембрандт Харменс ван Рейн. Евангелист Матфей и ангел, 1661

В день памяти апостола Матфея нельзя не вспомнить Евангелие, которое предание связывает с его именем. Оно удивительно своим универсализмом, широтой горизонтов. 

С одной стороны, это самое иудейское из Евангелий. Оно утверждает ценность всего Закона (и всех его заповедей) до тех пор, пока существуют небо и земля (Мф 5:17-20), ибо Мессия пришел «не разрушить Закон», но довести прежние откровения до полноты. Более того, Евангелие предполагает читателя, глубоко сведущего в Писаниях и их толковании: сложнейшие аргументы сформулированы кратко, исходя из предпосылки, что читатель восстановит ход мысли по краткому конспекту. Подчас предполагается способность по одному слову узнать отрывок и контекст. Скажем, в Мф 19:3 фраза κατὰ πᾶσαν αἰτίαν («по всякой причине/вине») отсылает к терминологии дискуссий между фарисейскими школами Гиллеля и Шаммая, а упоминание о σκληροκαρδία («жестокосердии», 19:7) – к теме «развода» Бога со Своим народом в Иер 4. При этом Евангелие написано с прицелом на миссию среди язычников (Мф 28:19-20), а значит, и на то, что в ходе богословского образования новообращенные получат знания, необходимые для понимания намеков и аллюзий.  

С другой стороны, евангелист следует традиции таких текстов как Екклесиаст и Сирах, вступая в активный диалог с греко-римской философской мудростью. И подобно Иосифу Флавию, изобразившему Моисея как своего рода стоического мудреца, он осуществляет подборку учений Иисуса Христа таким образом, чтобы они резонировали с последними достижениями этической мысли язычников. Это особенно заметно в Нагорной проповеди: идеалы негневливости, непротивления и «совершенства» не могли не найти сочувствия у людей, знакомых с философией стоиков. Резюмируя (подобно знаменитому Гиллелю) суть Закона и Пророков в «золотом правиле» (Мф 7:12) – универсальном и языческом по происхождению – евангелист показывает Закон не только как откровение свыше, но и как отражение универсальной общечеловеческой этики, «реализации этических представлений всего человечества» (Герд Тайсен). 

Все это делает Евангелие от Матфея образцом и прообразом культурной открытости и диалога со всем лучшим, что накопила мудрость человеческая. 

Об авторе