«Высшая школа — не универмаг с образовательными услугами»
9 декабря в СФИ состоялся ежегодный круглый стол кафедры церковной и социальной истории о проблемах преподавания истории в высшей школе. В разговоре принял участие доцент кафедры истории России XIX века – начала XX века МГУ, заведующий кафедрой истории России ПСТГУ, доктор исторических наук Дмитрий Цыганков.
Участникам круглого стола были предложены вопросы к обсуждению:
- Какова роль критического мышления в процессе преподавания истории в высшей школе?
- Можно ли говорить о соотнесении современной исторической науки и преподавания в высшей школе.
- Какими способами можно пробудить интерес к исторической науке?
- В чем можно определить главную трудность в преподавании истории сегодня?
Профессор СФИ доктор филологических наук Юлия Балакшина упомянула об одном из самых существенных вызовов, перед которым стоит высшая школа сегодня, — использование студентами искусственного интеллекта в процессе обучения. Юлия Валентиновна отметила, что в сложившихся обстоятельствах процесс конспектирования фактически потерял всякий смысл. Кроме того, обучение как индивидуальный творческий процесс ставится под сомнение.
Дмитрий Цыганков обозначил среди основных проблем преподавания в высшей школе — низкую мотивацию студентов к обучению и перегруженность молодых людей информацией. В такой ситуациии, по его мнению, система лекций и семинаров, которая сложилась в классическом вузе, уже не подходит. В то же время, «высшая школа не может превратиться в универмаг с образовательными услугами», отметил Дмитрий Андреевич.
«Многие проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели высшей школы, не так актуальны для преподавателей Свято-Филаретовского института в силу того, что в СФИ учатся в основном взрослые люди, которые знают, зачем получают образование», — отметил профессор СФИ кандидат исторических наук Владимир Черняев. Дмитрий Цыганков добавил к этому, что со студентами СФИ преподавателю общаться легко и просто как с людьми единой культуры.
Говоря о соотношении современной исторической науки и преподавания в высшей школе профессор СФИ кандидат исторических наук Кирилл Александров подчеркнул важность личного научного исследования для преподавателя, отметив, что «если хороший преподаватель ничего не пишет — это как оперный певец, который выступает на сцене, но не занимается вокалом». Старший преподаватель СФИ Екатерина Алексеева добавила также, что исследование дает преподавателю новый взгляд на историю.
Важно, чтобы между преподавателем и студентом произошла подлинная встреча, отметил декан исторического факультета СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный, подводя итоги встречи. Он подчеркнул, что даже при невысокой мотивации и слабой подготовке современных студентов, можно привить им по крайней мере хороший вкус к истории, а этого уже немало.