Вышел 47-й выпуск «Вестника Свято-Филаретовского института»
Тематический 47-й выпуск журнала «Вестник Свято-Филаретовского института» с предисловием главного редактора священника Георгия Кочеткова посвящён разработке понятия «просвещенная вера». В номере — статьи по экзегетике, катехетике, экклезиологии, философии, а также первый русский перевод проповеди Августина «О Символе веры». Журнал доступен на нашем сайте.
Статья заведующего кафедрой библеистики Санкт-Петербургского государственного университета Александра Сизикова посвящена осмыслению образа Премудрости в книге Сираха в контексте богословской позиции её автора Бен Сиры.
Старший преподаватель СФИ Кирилл Мозгов рассматривает проблемы научения вере в Русской церкви синодального периода, исследуя катехизическую литературу этого времени. Особое внимание в статье уделено трудам Григория Дьяченко «Уроки и примеры христианской надежды» и Иоанна Заркевича «Очерк учения христианской веры», по-разному решающим задачу адаптации материала «Пространного катихизиса» митрополита Филарета (Дроздова) к требованиям времени.
В статье Анастасии Гачевой, ведущего научного сотрудника ИМЛИ РАН и МВШСЭН, анализируются идеи любомудров и славянофилов, Николая Гоголя, Фёдора Достоевского, Николая Фёдорова, Владимира Соловьева, отца Сергия Булгакова и других русских религиозных писателей XIX – первой трети XX века. Автор показывает, как понятие «просвещенная вера» становится проявлением антисекулярных тенденций русской культуры, соединяясь со стремлением к всецелому оцерковлению жизни и деятельности человека.
Что такое консерватизм по-бердяевски? Как такой консерватизм должен (и должен ли) проявляться в жизни церкви? Какова может быть роль философа в этих процессах? Аналитический обзор взглядов Николая Бердяева на эти вопросы предлагает научный сотрудник сектора истории русской философии Института философии РАН Анна Макарова.
Статья доцента СФИ Екатерины Поляковой «Фридрих Ницше: от “самопреодоления морали” к морали самопреодоления» представляет собой поиск ответа на вопрос об актуальности критики морали Ницше. По мнению автора, «ницшевская мораль самопреодоления оказывается мощным орудием в борьбе против ressentiment, актуальность которого трудно сегодня переоценить».
В статье старшего преподавателя кафедры философии и религиоведения ПСТГУ Александра Кольцова сравниваются работы представителей раннего этапа феноменологического движения в Германии начала ХХ века — Адольфа Райнаха и Эдит Штайн, содержащие философскую рефлексию религиозного обращения их авторов. Показано, как феноменологический подход позволил сконструировать принципиально новую, «диалогическую» модель философии религии, в которой религиозное сознание обретает свой философски «легитимный» голос.
В статье главного научного сотрудника Психологического института РАО Александра Мелик-Пашаева сделана попытка с позиций религиозного сознания и психологической науки рассмотреть научные исследования, значимые для понимания творческой природы человека и путей её актуализации.
В статье Эдварда Фарруджи, О. И., профессора Папского Восточного института, рассматриваются этапы рецепции католическим богословием изобретённого Алексеем Хомяковым православного понятия «соборность», которое было включено II Ватиканским собором в Догматическую конституцию о Церкви “Lumen Gentium” («Свет народам»).
В новом номере — первый перевод проповеди Августина «О Символе веры к оглашаемым» на русский язык. Проповедь, содержащая комментарий на Символ веры, была произнесена по случаю «передачи» Символа — обряда, бытовавшего в Древней церкви, во время которого готовящиеся к крещению впервые слышали Символ веры. В ту эпоху его положено было держать в секрете и выучивать наизусть; записывать Символ веры было запрещено.
Кроме того в журнал вошли рецензии Глеба Ястребова на книгу Мартина Хенгеля и Анны Марии Швемер «Иисус и иудаизм» (Москва: ББИ, 2016) и Людмилы Комиссаровой на книгу Андрея Бермана «Ранняя история самой известной русской религиозной секты» (Москва: Common place, 2022), а также два обзора конференций (III Неплюевских чтений «Николай Неплюев и аристократия его времени в деле духовного возрождения России» и X Аверинцевских чтений «Слово, образ, символ. Метод Сергея Аверинцева в современной гуманитарной науке»).