Перейти к основному содержимому

В Перми состоялся XVI Конгресс антропологов и этнологов России

Наши коллеги учёный секретарь СФИ кандидат философских наук Алина Патракова и заместитель декана факультета религиоведения СФИ кандидат социологических наук Анна Алиева поделились впечатлениями от участия в XVI Конгрессе антропологов и этнологов России, в этом году проходившем 1–6 июля в Перми более чем по 60 секциям.
Источник: Официальный сайт XVI Конгресса антропологов и этнологов России 

Источник: Официальный сайт XVI Конгресса антропологов и этнологов России 

«Конгресс, оргкомитет которого принял волевое решение: участие только очное, — собрал около 1500 человек со всех концов России и даже из-за рубежа. Были наши знакомые религиоведы и антропологи, — рассказала Анна Алиева. — Кроме собственно антропологов Конгресс собрал представителей разных специальностей: философов, социологов, культурологов, филологов, искусствоведов, медиков, физиологов, историков».

«Научное сообщество антропологов (во всяком случае, на Конгрессе) мне очень понравилось. Я была на двух секциях, кроме моей — обсуждение на всех трёх было очень живым. Было несколько интересных секций по теме памяти», — добавила она.

Анна Алиева на секции «Православие у русских в традиции и культуре» представила взгляд на православие с точки зрения повседневных практик в докладе «Акторы и способы конструирования пространства церковной лавки в православном храме».

«Пространство церковной лавки интересно как находящееся “между” церковной реальностью и миром сим, — пояснила она. — Оно, с одной стороны, обеспечивает богослужение (здесь можно приобрести свечи, иконы, подать записки с именами для поминовения), а с другой стороны, здесь происходит процесс торговли — в том числе и предметами, не имеющими прямого отношения к религии. Между этими задачами всегда есть определённое напряжение, и не всегда они бесконфликтно могут сосуществовать в храме».

Образ лавки, её ассортимент, стиль общения с покупателями и даже режим работы зависят от церковной жизни в конкретное время в конкретном месте (от патриарха, епархии, синодальных отделов, общины и настоятеля) и так или иначе отражает её. Так, Анна Алиева привела пример, когда после слов патриарха Кирилла во многих лавках стали появляться книги отца Александра Меня.

С другой стороны, есть те, кто эту лавку “обживает”. В какой степени церковная лавка будет коммерческим или просветительским проектом — во многом зависит от того, кто в ней работает. Проведённое исследование позволило выделить три «идеальных типа» лавок: «магазинчик ширпотреба», «фешенебельный магазин» и «хороший книжный».

«Наконец, и среди тех, кто воспринимает пространство церковной лавки, могут быть разные люди. Есть, например, те, для кого это часть богослужебного пространства, но если там продаются заколочки или мармелад — то и это воспринимается нормально: для современного человека привычно, что супермаркет должен быть везде. Есть те, кого я условно назвала “туристами» — кто в любом месте ищет какие-то “интересненькие” вещи или подарки: кружева, бересту, варенье и так далее», — поделилась Анна Алиева.

Где располагается лавка, что в ней продаётся, как соотносится режим её работы с временем самого богослужения — всё это вопрос выбора тех, кто созидает это пространство, и того, как и с какими акцентами конкретные люди понимают и воспринимают церковную жизнь, отметила Анна Алиева.

«Храм нужно как-то содержать, и коммерческая составляющая в работе церковной лавки неизбежна. Но всегда важно прояснять мотивацию людей, чтобы было ясно, что происходит», — заключила она.

Учёный секретарь СФИ Алина Патракова на секции «Медицинская антропология» поделилась результатами исследования, посвящённого тому, как разработки в области 3D-биопечати освещаются в российских СМИ. 

Согласно одной из публикаций, в 2022 году учёные впервые смогли пересадить человеку орган, напечатанный на 3D-принтере. У 20-летней мексиканки Алексы с редким врождённым дефектом было деформировано правое ухо. Для создания имплантата врачи использовали клетки и ткани самой пациентки. Было удалено 0,5 грамма хряща деформированного уха, а затем 3D-принтер напечатал новое ухо с помощью клеток и так называемых биочернил. Весь процесс занял менее десяти минут. 

«В качестве инновационной технологии биопечать представляет собой источник определённых надежд — для решения острого дефицита донорских органов, — рассказала Алина Патракова. — Неслучайно в одном из новостных заголовков на сайте “Росатома” появляется словосочетание “биофабрика надежд”. Опрос россиян 18–55 лет о восприятии технологий будущего показал, что больше всего они ждут изобретений для здоровья. Так, 88% респондентов назвали медицину в качестве приоритетной сферы технологического развития».

Контент-анализ публикаций, выстраивающих связи между лабораториями, инвесторами и массовым индивидуальным потребителем, показал, что заголовки о биопечати в российских СМИ сосредоточены на описании достижений (32,2%) и планах на будущее (17,8%). Остальные заголовки носят общий характер, акцентируя внимание на технологических трендах и футурологических идеях. 

«Публикации в СМИ явно или неявно транслируют надежды на то, что биофабрикация позволит улучшить продолжительность и качество жизни. Однако не упоминается о дороговизне технологии и её труднодоступности широкому кругу пациентов. Напрашивается своего рода аналогия между биофабрикацией (созданием тканевых и органных конструктов) при помощи данной технологии — и конструированием определённых ожиданий», — сказала Алина Патракова.

«Лично меня впечатлила даже не столько статусность Конгресса, сколько возможность увидеть сразу несколько сотен исследователей-антропологов, собранных в одном месте, — поделилась Алина Патракова. — Многообразие обсуждаемой тематики весьма бодрит, позволяя раздвинуть горизонты своего мировосприятия. При этом любопытно наблюдать, что собой представляет на сегодняшний день конгломерат наук о человеке — антропологии культурной, социальной, медицинской, физической и так далее. В программе есть секции по антропологии спорта и антропологии питания, а один коллега упомянул о своих изысканиях по антропологии чтения. Иными словами, сейчас по-прежнему распространена тенденция к появлению всё новых ответвлений — антропология труда, антропология досуга, антропология игры». 

«Один из докладчиков процитировал чьё-то полушутливое определение антропологии как “науки о трёх Ч: черепах, черепках и чепухе”. Это не к тому, чтобы назвать “чепухой” некоторые неожиданные идеи и суждения. Скорее позабавила меткость упоминания о черепах и черепках. Увы, в современной науке очень часто антропологию сводят именно к этому», — сказала учёный секретарь СФИ.

Полная программа Конгресса опубликована на сайте.

Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.