Биографика в светской и церковной истории
На прошедшей неделе профессора и преподаватели исторического факультета СФИ провели секцию «Биографика в светской и церковной истории» на междисциплинарной конференции «Биографическая коллизия: теория, метод, нарратив», проходившей 26–29 октября в МВШСЭН.
На конференции выступили социологи, философы, историки, антропологи, филологи и исследователи, интересующиеся феноменом биографического повествования.
На секции СФИ, проходившей 27 октября, профессор СФИ кандидат исторических наук Кирилл Александров показал, как работают неожиданные биографические источники — например, что могут рассказать самодельные шахматы об условиях жизни заключенных или акварель о характере того, кто ее написал. Профессор СФИ кандидат исторических наук Владимир Черняев размышлял о коллизии памяти и забвения в эго-документах.
Профессор РГПУ им. А.И. Герцена и СФИ доктор филологических наук Юлия Балакшина, анализируя корпус писем известного церковного деятеля начала XX века протоиерея Константина Аггеева (1868–1921), показала, как в достаточно скупых на самоанализ документах проступают его личностные черты. Это особенно заметно, когда он входит в ценностный конфликт с окружающими его людьми и событиями.
Декан исторического факультета СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный представил опыт биографического исследования жизненного и пути и служения священника-миссионера Кирилла Зайца (1869–1948), коснувшись, в том числе его конфликта с архиепископом Иоанном (Поммером).
Ведущий научный сотрудник отдела истории ИНИОН РАН доктор исторических наук Александр Апанасенок показал, как удалось реконструировать персональную историю священника-старовера Моисея Семенихина (1885–1980) из советской деревни в Курской области, опираясь на разные источники — от устных свидетельств прихожан до следственных дел НКВД.
Автор монографии о жизни епископа-катехизатора Макария (Опоцкого; 1872–1941) выпускница СФИ Анна Дмитренко рассказала о роли частных архивов в изучении биографии епископа Макария — прежде всего архива, сохраненного его духовной дочерью Екатериной Ивановной Пикиной.
На пленарных и секционных заседаниях обсуждали самую социологическую и источниковедческую проблематику, вопросы методологии и этики работы с эго-документами и многие другие, а 28 октября прошли первые «Шанинские чтения» с участием коллег, друзей, учеников Теодора Шанина, а также тех, кто сегодня трудится в основанной им Московской школе: Александра Никулина, Вадима Радаева, Дмитрия Рогозина, Ирины Дуденковой, Владимира Картавцева.