Перейти к основному содержимому

Оправдать Гоголя

Фото: РИА Новости / Антон Денисов

Фото: РИА Новости / Антон Денисов

Гоголь, по свидетельству людей церкви, первым из русских писателей заговорил с нашим обществом «о его душе, о его совести, нуждах и печалях, о необходимости знать вполне “свойство нашей русской природы”, ее веры и идеалов». Однако такие оценки стали раздаваться лишь в начале ХХ века. Как известно, при жизни писателя церковная среда относилась к нему с большой настороженностью.

О том, как менялось восприятие творческого наследия Николая Гоголя в контексте новой историко-культурной эпохи, рассказала ученый секретарь СФИ доктор филологических наук Юлия Балакшина на XVIII международной конференции «Гоголевские чтения» в Москве.

Основной «гоголевский миф», сложившийся под влиянием Белинского и революционно-демократической критики, гласил, что в результате душевного кризиса, пережитого Гоголем в 40-е годы, произошел религиозный перелом, следствием которого стали падение литературного таланта, сжигание 2-го тома «Мертвых душ», отход от литературной деятельности и безвременная кончина писателя. Гоголь-проповедник и христианин убил Гоголя-художника.

Чтобы разрушить штампы и показать цельность жизни и творчества Гоголя-писателя и Гоголя-христианина, использовались самые разные аргументы, вплоть до эстетических. Так, яркий деятель группы «32-х священников – ревнителей церковного обновления» протоиерей Константин Аггеев, чтобы показать, что «в личности Гоголя поэт и человек составляли одно неразрывное целое во все периоды жизни», выделяет такие качества его дарования, как «лиризм и юмор» – «ясновидение земной жизни и стремление к жизни лучшей». Примечательно, что Гоголь один из первых деятелей русской культуры глубоко и по-христиански увидел проблему зла – не как явления социального, а как метафизического начала, лежащего в основании жизни «мира сего».

Стремиление представителей церкви увидеть в Гоголе не только великого русского писателя, но и человека перед лицом свого христианского призвания; высокие оценки, прозвучавшие в его адрес из церковной среды в начале XX века: «Мистик в самом высоком смысле слова» (Аггеев), «подвижник слова и учитель жизни» (Филевский), – помогли, по мнению Юлии Балакшиной, обновить образ писателя в глазах читающей России и знаменуют существенный аванс доверия, шаг церкви на встречу культуре.

Доклад ученого секретаря СФИ Юлии Балакшиной «Церковная рецепция творчества Гоголя в начале ХХ века» был представлен 2 апреля на XVIII международной конференции «Гоголевские чтения: Н.В. Гоголь и пути развития русской литературы» в Доме Гоголя в Москве. В конференции приняли участие представители РГГУ, ИМЛИ РАН, Института славяноведения РАН, МГУ, Белградского университета, Донецкого национального университета, Российской академии образования, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Воронежского государственного университета, Университета имени Матея Бела в Банской Быстрице, Вильнюсского университета и других вузов.