Перейти к основному содержимому

Как рассказывать о церковном искусстве в светском вузе?

Enter caption here

В Институте художественного образования Российской академии образования  (РАО) состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, преподавателя Свято-Филаретовского института магистра богословия А.М. Копировского.

В основу диссертации на тему «Приобщение студентов высших учебных заведений к православной культуре» был положен опыт многолетнего преподавания автором церковной археологии: вначале в Ленинградской, ныне - Санкт-Петербургской, духовной академии в 1980 – 1985 г., затем в Свято-Филаретовском институте с 1992 г. по настоящее время.

Как сделать так, чтобы памятники искусства не оттеснялись современной урбанистической культурой в своеобразные музейные «гетто», чтобы знакомство с ними не сводилось у современного человека к чередованию случайных книг, экскурсий и лекций, которые не в состоянии дать хоть сколько-то объемного представления о мире искусства вообще и религиозном искусстве в частности?

В работе обосновывается необходимость сочетания церковного и светского подходов к изучению и преподаванию церковного искусства и предлагается разработанный автором учебный курс «Христианский храм». Рецензенты отметили, что А.М. Копировскому удалось избежать как узко-конфессионального взгляда, так и  формализации и секулярных оценок произведений церковного искусства.

Доказательством востребованности такого подхода была атмосфера заинтересованности, в которой происходила защита, и характер вопросов, заданных соискателю присутствующими. В своих выступлениях члены диссертационного совета, в числе которых несколько академиков и членов-корреспондентов РАО, приветствовали возможность нахождения в этой области общего языка между церковью и наукой. Они с удовлетворением констатировали, что итоги исследования подтверждают надежду на преодоление разделения между церковным и светским направлением в культуре (о необходимости чего писал, например, прот. Сергий Булгаков).

Исследование А.М. Копировского было высоко оценено диссертационным советом, члены которого единогласно проголосовали за присвоение ему степени кандидата педагогических наук. Неоднократно высказывались мнения, что диссертация  по многим показателям превышает этот уровень. В заключение прозвучали предложения А.М. Копировскому продолжать работу в этой области, а также найти время и возможность для чтения своего курса в светских вузах, представители которых присутствовали на защите.

Информационная служба СФИ

Все новости