Перейти к основному содержимому

В Воронеже состоялся вечер, посвященный памяти новомучеников и исповедников Российских

Enter caption here

27 января в Воронеже в «Доме актера» православное братство во имя свт. Тихона Задонского, входящее в Преображенское содружество малых братств, провело встречу «Усилие памяти» из цикла памяти новомучеников и исповедников нашей страны, посвященную судьбам церковных и нецерковных людей.

Валерий Львович Чекмарев, гость вечера, рассказал о своем отце – Льве Петровиче Чекмареве, который был арестован на следующий день после рождения сына. Мать Валерия Львовича была арестована, когда Валерию Чекмаереву было 9 месяцев. Она прошла все стадии заключения и не теряла памяти о человеческой жизни. Еще в детстве ее дворянская семья была знакома с известным художником Мясоедовым. На встрече состоялась премьера – впервые прозвучала мазурка, написанная Львом Чекмаревым.

Память об этом человеке, как и о многих других, ушла бы в небытие, если бы не председатель общества «Мемориал» Вячеслав Ильич Битюцкий, который обнаружил документы в архивах НКВД и передал их сыну Льва Петровича, живущему в Воронеже.

В 90-е годы, когда Вячеслав Битюцкий начинает работать в архивах, обнаружены место, дата и причины гибели воронежского священника Федора Орловского. Он был расстрелян 7 января 1938 года, в праздник Рождества Христова. Тело отца Федора Орловского, как и тела тысяч других невинноубиенных, было сброшено в расстрельные ямы около с. Дубовка под Воронежем. По всей видимости, поводом для расправы послужила «Молитва о России», текст которой был приложен к делу.

Музыку к ней написал гость вечера, внук Федора Орловского, композитор, заслуженный деятель искусств Н. М. Тростянский. В продемонстрированном фрагменте документального фильма «Воскресшая молитва» она прозвучала в музыкальном исполнении Воронежского академического народного хора.

Особое место занимал подробный рассказ об архимандрите Таврионе Батозском, который не был расстрелян, но провел в тюрьмах, лагерях и ссылках в общей сложности 27 лет. На годы, проведенные в тюрьмах, лагерях и ссылках, отец Таврион смотрел как на время своего исповедничества Христа. Эти трагические годы основательно подорвали его здоровье, но не сломили дух. Несмотря на нечеловеческие условия существования и непосильный труд, каждый день, в любых условиях отцом Таврионом совершалась литургия.

Обретя заново свободу, отец Таврион стал одной из ключевых фигур, послуживших началу возрождения церковной жизни. Опыт его подвижнического служения еще предстоит узнать и воспринять во всей его полноте.

Рассказ сопровождался показом ряда фотографий и видеозаписи, в которой ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков рассказал об архимандрите Таврионе и о своем общении с ним.

В исполнении музыкантов братства во имя свт. Тихона Задонского на вечере звучала музыка Вивальди, Моцарта, Брауэра, Иванова-Крамского.