Церковь пробуждается изнутри
![Священник Георгий Кочетков, Александр Копировский](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/e74ca95cfcad826889615f1035ae498629f08fb6/DSC_5620-5091x3391-980x653.jpg)
Основные направления богословских исследований и церковного служения отца Георгия: опыт возрождения человека через христианское просвещение, создание высшей богословской школы нового типа, перевод православного богослужения на русский язык и вклад в литургическое возрождение, труды по экклезиологии и сакраментологии – представили ведущие преподаватели СФИ.
Подмога церкви
Об открытии богословской школы Юрий Кочетков, тогда аспирант Института экономики Академии наук СССР, стал задумываться ещё в 70-е годы прошлого века, желая поделиться со своими сокурсниками и друзьями опытом веры, которого советские люди были практически лишены. Богословский институт, открытый в Москве в 1988 году, должен был помочь тем, кто эту веру обрёл, приобщиться к источникам жизни, скрытым в подлинной церковной традиции – не только древнейшей, но и принципиально обогатившейся в XX веке опытом новомучеников и исповедников веры и русского религиозно-философского возрождения. «Для меня, как и для многих других, отец Георгий свёл воедино два мира, которые на протяжении многих десятилетий оставались трагически разделёнными: мир русской религиозной мысли и опыт новых русских мучеников», – пишет почётный профессор Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Крествуде (США) протоиерей Джон Эриксон.
![Первая зачётная ведомость Московской высшей православно-христианской школы, 1988 год](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/10e5c15b8893631d8c66859f04cbc5e2bc84222a/1.%20%D0%97%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BD%20%D0%B2%D0%B5%D0%B4.%204.07.88-980x735.jpeg)
Первая зачётная ведомость Московской высшей православно-христианской школы, 1988 год
«Институт создавался и как возможная подмога церкви в случае усиления гонений от государства и закрытия всех учебных заведений, а может быть, даже приходов и монастырей, поскольку тогда никто не думал, что советская власть быстро кончится», – рассказывает однокурсник отца Георгия по Плехановскому институту и его первый крестник профессор СФИ Александр Копировский.
![Александр Михайлович Копировский](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/74db3388188dfa5626b7b12b321951a418da5d35/DSC_5498-980x653.jpg)
Александр Михайлович Копировский
Высшая христианская школа должна была не только помочь людям найти ответы на вопросы о Боге, человеке и Церкви, которых почти нельзя было услышать ни в храмах, ни в духовных семинариях, обучавших, в основном, «кадилу и кропилу». Главной задачей новой богословской школы стало помочь каждому найти своё место в жизни Церкви, понятой шире, чем пространство прихода, обрести своё призвание перед Богом, особенно через участие в самом насущном деле Церкви – миссии и катехизации, христианском просвещении. «Фактически, речь шла о новой целостной системе образования, в которой преподаватели и студенты составляют не столько единую корпорацию, сколько единый духовный организм», – рассказывает Александр Копировский.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/c59f6b9eb99a751de6f08646a04b1ce130b30422/3.%20%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86-980x1307.jpg)
Он напомнил, что спустя десятилетие после открытия СФИ иеромонах Иларион (Алфеев) писал в журнале «Христианское чтение» о том, что нужно не столько реформировать духовные школы Русской православной церкви, сколько вернуться «к древнему, забытому наследию богословского образования на христианском Востоке», начиная с апостольской общины Христа как «духовной школы» и раннехристианских училищ св. Ипполита Римского, Климента Александрийского, Оригена и сирийских духовных школ VI-VII веков; что сейчас каждая православная духовная школа должна быть в первую очередь единой общиной, братством людей, объединённых одной целью; что отношения между преподавателями и учащимися должны строиться на взаимном доверии; что ректор должен быть не администратором, а богословом и, одновременно, духовным отцом учащихся и т.д.
![Лекция профессора Венского университета доктора богословия Эрнста Христофора Суттнера по общей истории церкви в Московской высшей православно-христианской школе, 1990-е годы](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/98529c68067b49a945ebf9bff46d7e62e89e420c/%D0%AD%D0%A5%20%D0%A1%D1%83%D1%82%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%20%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8%20%2890-%D0%B5%29-3536x2356-980x653.jpg)
Лекция профессора Венского университета доктора богословия Эрнста Христофора Суттнера по общей истории церкви в Московской высшей православно-христианской школе, 1990-е годы
Эти принципы носились в воздухе, но оказались невоплотимы в пределах церковной структуры. В 70-е годы исповедник веры архимандрит Сергий (Савельев) писал: «В настоящее время духовные училища – семинарии и академии – напоминают инкубаторы, в которых выращивают в основном гнилых цыплят. Они прилагают все усилия к тому, чтобы и здоровые цыплята стали рахитиками. А когда они добиваются этого, то выпускают их как пастырей церкви».
С тех пор количество духовных учебных заведений в РПЦ значительно увеличилось, однако в них продолжается воспроизводство прежнего типа образования, ориентированного на подготовку кадров священнослужителей и работников церковных структур, которые до сих пор не становятся «общиной, братством людей, объединенных одной целью».
![Лекция отца Георгия в Московской высшей православно-христианской школе, 1994 год](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/74782f0dbb6e95f510a7f2ff79aab0edcc60a064/1994-2731x1726-980x619.jpg)
Лекция отца Георгия в Московской высшей православно-христианской школе, 1994 год
Таинства Церкви: новая оптика
Положенное отцом Георгием в основу христианской школы благоговейное внимание к событию обретения веры создаёт живую основу и для современной православной сакраментологии, считает декан богословского факультета Свято-Филаретовского института Давид Гзгзян.
![Давид Мкртичевич Гзгзян](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/0ea7a2d7b5a08bcabc4b10844c2b518b2b68b45c/DSCF0630-980x653.jpg)
Давид Мкртичевич Гзгзян
Традиционно попытки развить учение о таинствах наталкиваются на проблему неизбежного «благодатного автоматизма»: устойчивое и по-своему целостное представление о таинстве как «последовательности действий священного характера, приводящих к известному гарантированному результату», отражённое в католической формуле “ex opere operato” («в силу совершённого действия»), говорит Давид Гзгзян. Такой взгляд связан со стихийным пониманием Церкви как самодостаточной институции, обеспечивающей благодатный результат священнодействий своей легитимностью. Вопрос о критериях подлинности таинств был заострён протопресвитером Николаем Афанасьевым, утверждавшим, что не всякое священнодействие является таинством. Но из этого не было развито целостной сакраментологии.
![Огласительная встреча. Рига, 1995 год](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/a635d501c580fbc4981f8879cc7ca86f56b0f212/1995_%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8C_2%2B-980x643.jpg)
Огласительная встреча. Рига, 1995 год
По мнению Давида Гзгзяна, новую оптику для понимания церковных таинств даёт возрождённый отцом Георгием Кочетковым опыт воцерковления через длительное оглашение. Оглашение как переход от неверия к вере и усыновления свыше может рассматриваться как главная тайна и сквозное таинство, охватывающие всю жизнь не только отдельного человека, но и человечества. Это таинство прежде всего потому, что оно невозможно без общения и совместного действия Бога и людей во Христе; оно чревато необходимостью постоянного усилия, испытаниями, подтверждением или отвержением избранного пути. И парадоксальность этого пути в том, что при всей его рискованности, непредсказуемости и новизне, плоды совершающегося таинства могут быть явно опознаны церковным собранием как верные и благодатные.
![Крещение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, 1994 год](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/70dbd1f8b90129e2e6c31568b90cf5f9a4ebf177/Slaid102_resize_01-980x584.jpg)
Крещение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, 1994 год
Церковь Бога Живого
Хотя дьякон Василий Фельми называет отца Георгия учеником Афанасьева, у первого ректора СФИ, в отличие от выдающегося «кабинетного» богослова, «не случилось даже и в строгом смысле собственного кабинета», рассказал проректор Института Дмитрий Гасак. Особенность экклезиологической, как и вообще богословской, мысли отца Георгия в том, что она неотделима от практики – вера и жизнь всегда созидают и обогащают друг друга. Так происходит с людьми, дерзнувшими навсегда соединить свою судьбу со Христом и друг с другом. Это дерзание – может быть, самое традиционное, что есть в церковной традиции и что её по существу образует. Такое стремление к единству веры и жизни, созиданию общей судьбы в истории Русской церкви можно увидеть у Ивана Киреевского и Николая Аксакова, Николая Неплюева и епископа Михаила (Грибановского), священномученика Анатолия Жураковского и Николая Бердяева, отца Сергия Булгакова и преподобномученицы Марии (Скобцовой).
![Дмитрий Сергеевич Гасак](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/71e2dda0d7522ba32518e02ded8b6a9dfbd736bb/DSC_5529-980x653.jpg)
Дмитрий Сергеевич Гасак
Попытка описать жизнь Церкви изнутри подобного опыта, где первично духовное начало над плотским, доверие к человеку – над его положением, жертвенное служение – над исполнением должностных функций, образует комплекс идей под общим названием «общинно-братская экклезиология», которому посвящена в частности новая книга отца Георгия «Церковь Бога Живого». Фактически речь идёт об обращении Церкви к евангельскому устройству отношений между христианами как братства и общины учеников.
Характеризуя общинно-братскую экклезиологию, Дмитрий Гасак подчёркивает «единство общинного и общественного измерений церковной жизни». Оно связано с особым качеством открытости отношений между верными, которое проявляется и вовне: Церковь заинтересована в диалоге с обществом и борется за раскрытие в нём высоких человеческих начал: милости, правды и красоты, – связывая и с этим своё призвание в мире.
Лицом к людям
К сожалению, эта традиция, связанная с заботой о мире и современниках, а не только с их обличением и поучением, сегодня плохо опознаётся как церковная. Особенно это видно по тому, как совершается богослужение в большинстве приходов: непонятный язык, неумелое и невнятное чтение, запутанный чин, отсутствие личного обращения предстоятеля к молящимся, незнание их реальных духовных нужд.
![Зоя Михайловна Дашевская](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/15dc1e46974fb9015c6d012d2b19bfb17e0d9dfc/DSC_5546-980x653.jpg)
Зоя Михайловна Дашевская
Именно желание служить по совести, жалость и уважение к людям, не имевшим возможности узнать свою веру и традицию, побудили отца Георгия к многолетним трудам по переводу богослужебных книг на русский язык. «Отец Георгий одним из первых в Москве в 1990-е годы начал служить по-русски, с открытыми в течение всего богослужения царскими вратами, читать произносимые от имени народа молитвы вслух и не во время пения хора, а Писание – лицом к людям, проповедуя сразу после чтения», – рассказала литургист Зоя Дашевская, заместитель декана богословского факультета СФИ. Всё это вызывало негативную реакцию со стороны фундаменталистской, по сути мало- или антицерковной части московского клира.
![Протопресвитер Виталий Боровой и священник Георгий Кочетков. Божественная литургия в храме Успения в Печатниках, 1996 год](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/f1287ca30689e443ba15313db92b32529438dc79/D_19960101000100_0051-2921x1947-980x653.jpg)
Протопресвитер Виталий Боровой и священник Георгий Кочетков. Божественная литургия в храме Успения в Печатниках, 1996 год
«Сегодня достаточно прийти в храм в любой будний день на утреню или вечерню (они будут совершаться далеко не везде) или в канун воскресного дня, чтобы зафиксировать невысокую заинтересованность в этом богослужении церковного народа, – говорит Зоя Дашевская. – Первое и главное, что бросается в глаза – это отсутствие как такового церковного собрания, которое бы это богослужение совершало».
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/b76bff58df2490d555ac9cde5451f4148a9c17d2/DSCF0639-980x653.jpg)
Как сделать богослужение актуальным для тех, кто в нём участвует? Существует ли в истории церкви такое универсальное состояние богослужения, на которое можно указать как на однозначный пример для дня сегодняшнего? «Прошлое – всегда поучительно, но никогда не нормативно, – приводит Зоя Дашевская слова известного учёного архимандрита Роберта Тафта. – Литургика, как и любая другая наука, может предложить понимание, которое оспаривает мифы и освобождает нас от диктатуры и какого-либо застывшего среза истории, и новейших штампов, так что мы можем двигаться вперёд к решениям, пригодным для настоящего, в духе свободы, верные своей традиции, которая остаётся в долгу перед прошлым и вместе с тем свободна от его груза».
Анализируя вклад основателя Свято-Филаретовского института в современную практику совершения богослужений и результаты его литургических переводов, Зоя Дашевская особенно подчеркнула возвращение традиционного смысла не только в евхаристию, но и в уставное богослужение вечерни и утрени.
![Священник Георгий Кочетков и протоиерей Павел Адельгейм. Праздничная вечерня в часовне Свято-Филаретовского института, 2011 год](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/64b1517ef514d6c01996a317793c154308b9ee6e/IMG_0979-980x653.jpg)
Священник Георгий Кочетков и протоиерей Павел Адельгейм. Праздничная вечерня в часовне Свято-Филаретовского института, 2011 год
То, что делает отец Георгий – продолжение дела литургического возрождения, начатого Поместным собором 1917-1918 годов и подхваченного исповедниками и мучениками, членами церковных общин и братств XX века. «Именно так в течение десятилетий совершается богослужение и во многих поместных православных церквах, а также в православных храмах русской традиции в Европе и Америке», – добавила Зоя Дашевская. На протяжении последних сорока лет православное богослужение, совершаемое отцом Георгием в братских храмах и часовнях, для многих открыло и дорогу в Церковь, и богатство соборной церковной молитвы.
Появляются люди
«Имя “Георгиос” по-гречески означает “земледелец” – труженик, который возделывает почву, – сказал, поздравляя отца Георгия, ректор СФИ Алексей Мазуров. – А наш юбиляр возделывает почву наших сердец и принёс на этой ниве большие плоды: создал замечательную систему катехизации в Русской православной церкви и высшее богословское учебное заведение, перевёл практически весь корпус православного богослужения, собрал и целостно осмыслил богословскую традицию Церкви в своих трудах по сакраментологии и экклезиологии».
![Священник Георгий Кочетков](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/c47ef0eb890870a2fd7ba9050906a21636b810b2/DSC_5572-980x653.jpg)
Священник Георгий Кочетков
«Я лично ощущаю, что церковь начинает пробуждаться изнутри, – признался отец Георгий. – Появляются люди, которые уже не боятся никаких “страхований”, откуда бы они ни шли: извне церкви или изнутри. А вот люди уже не боятся – они не хотят и просто не могут жить по-старому. Мы живём в замечательное время. С одной стороны, опасное, кого-то вводящее в уныние, с другой, призывающее нас к делу Божьему. Только каждому надо найти своё дело, у каждого оно есть. Церкви надо стать собою, для этого ей и нужно разбираться в тех непростых вопросах, о которых мы здесь сегодня говорили и которые связаны не просто с нашим самосознанием, а с возрождением личностного и соборного начал, с этим удивительным мистическим даром рождения свыше, в Духе и Истине. Это нам открывает Сам Господь, и потому это звучит сейчас и очень традиционно, и по-новому».
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/9bf73070d0e39156a9c247d66860d8887946331b/DSC_5519-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/3da39c6ea6f66c8192aa8444b0e5714d0bb06f8c/DSC_5534-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/106f3f6f0480c30e8e587cc21a090a2330945089/DSC_5520-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/0f9271b4cf9b933a4d2475e290d4e32e728ca69a/DSC_5630-980x653.jpg)