Перейти к основному содержимому

«Образование в XXI веке: стратегии и приоритеты»

Образование в России: созидание личности или профессиональная подготовка специалиста

Международную конференцию, посвященную проблемам современного российского образования, организовал Свято-Филаретовский институт при содействии Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. «В этом году наш Институт празднует своё 20-летие. К этому событию приурочена предстоящая конференция. Мы предлагаем поговорить об образовании, в том числе духовном, о тех его формах, которые позволяют наращивать качество образования. Именно это – качество образования – я хотел бы подчеркнуть, как важнейший акцент нашей дискуссии», – отметил в своем приветствии ректор СФИ священник Георгий Кочетков, открывая работу конференции.

В первый день обсуждение планируется вести по двум направлениям – «Образование как созидание личности и как профессиональная подготовка специалиста» и «Влияние социального заказа: идеология и технологии в духовном и светском образовании».

Кризис российского образования: поиски выхода

«Образовательный бум» – вот что переживает Россия впервые в своей истории, заявил заведующий отделом социально-культурных исследований Левада-центра Алексей Левинсон в докладе «Отношение россиян к образованию». Показателем этого выступает то, что 80% населения стремится получить высшее образование, вкладывая в это зачастую последние деньги. Удивительно, что при этом учиться студенты не стремятся, их интересует лишь факт получения диплома о высшем образовании. Однако, заявил докладчик, вскоре нас ждёт кризис системы образования, т.к. работодателям понадобятся профессиональные работники, а высшая школа не сможет им предоставить соответствующие кадры.

По мнению профессора МАРХИ, председателя Комиссии Общественной палаты РФ по  вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслава Глазычева проблема связана с тем, что продолжает действовать парадигма советского образования, нацеленная на передачу мертвого, не связанного с жизнью знания. Кризис «специализма», охвативший не только Россию, но и весь мир, заключается в том, что выпускники вузов становятся скорее «квалифицированными техниками», нежели специалистами со стратегическим, «проспективным» мышлением. Вследствие этого появляются документы типа «Стратегическое развитие Якутии», в которых разные департаменты представляют не связанные друг с другом доклады о ситуации в регионе, но никак не стратегические планы развития региона в целом. Основной задачей образования докладчик видит не передачу знания, а обучение умению работать с ним. Однако самое сильное сопротивление, которое встречает этот подход, идёт не со стороны государства, а со стороны самих участников образовательного процесса.

Священник Георгий Кочетков, ссылаясь на опыт Свято-Филаретовского института, сказал, что живое предание и сама жизнь имеет образовательное значение. Через приобщение к ней в институте мы приобщаемся к тому, что может стать началом творчества в нас самих.

Заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов в докладе «Образование в поисках идентичности: стратегия социокультурной модернизации развития России» подчеркнул, что современное образование проигрывает средствам массовой информации в формировании социальной идентичности у ребенка. Он также указал, что для модернизации системы образования необходимо, чтобы учебные заведения перестали быть школой задач с ограниченным количеством условий, но были бы преобразованы в «школы поведения в неопределенных ситуациях».

Заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО Александр Мелик-Пашаев в своем докладе «Психологические основания образовательных стратегий», продолжая тему заметил, что освоение человеком чего-то, лежащего вне его, т.е. получение знаний о природе и обществе, не должно быть объективированным процессом. В нормальном случае в процессе познания человек должен открывать что-то в себе самом, раскрывая потенциал единения с окружающим миром. Александр Мелик-Пашаев назвал этот процесс очеловечиванием системы образования.

Завершил заседание конференции доклад доцента кафедры психиатрии и медицинской психологии РГМУ и преподавателя СФИ Бориса Воскресенского «Социализация образования». Вспомнив выражение академика Сергея Аверинцева «Мир как школа», докладчик развил его мысль о том, что настоящее обучение происходит в жизни и у жизни.

Система образования: «выпуск стандартного продукта» или созидание личности?

Доцент РГГУ кандидат философских наук Андрей Игнатьев в своем выступлении отверг один из тезисов доклада доктора психологических наук Александра Асмолова (МГУ) о формировании личности как цели системы образования. Проследив историю образования со времен античности, Андрей Игнатьев попытался убедить слушателей, что во всех успешных образовательных проектах на первом месте стояла прагматика – согласованный между учащими и учащимися ответ на вопрос: зачем учиться. В истории образования известны четыре варианта ответа: формирование элиты, «социальный лифт», воспроизводство профессиональных корпораций, «подготовка квалифицированного линейного персонала» – качественных исполнителей. С точки зрения докладчика, в современной России все эти функции оказались утрачены.

Коснувшись проблем духовного образования, Анедрей Игнатьев заметил, что в ситуации кризиса православной элиты, вузы, подобные Свято-Филаретовскому институту или теологическим факультетам светских университетов, могли бы взять на себя функцию ее формирования.

Ученый секретарь СФИ кандидат педагогических наук Александр Копировский предложил идею созидания личности не как механического формирования и не как прагматического «выпуска», а как духовно-культурного взращивания. Александр Михайлович также спросил ответственного секретаря Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ Андрея Себенцова, открывшего докладом о законодательных основах духовного образования дневное заседание конференции, о том, насколько законодательство может способствовать достижению этой цели. Андрей Себенцов ответил, что в российской действительности это зависит от того, кто и как применяет закон. При этом он согласился с утверждением Игнатьева о насущной необходимости формирования отечественной духовной элиты.

Профессор прот. Василий Михок (Румыния, г. Сибиу) напомнил, что Христос пришел не для того, чтобы создавать элиту – Он пришел послужить, и призвание его учеников, в том числе и выпускников духовных школ, – на служение Богу и людям.

В ходе дискуссии после доклада ректора-основателя ВРФШ (С-Петербург), кандидата физико-математических наук Наталии Печерской  о возможности взаимодействия богословия и религиоведения, стало очевидным, что искомый синтез может возникнуть, в том случае, если образование будет путем поиска истины, по мере прохождения которого созидается личность. Ректор СФИ священник Георгий Кочетков, поддержав тезис о возможности плодотворного сотрудничества религиоведов и богословов в рамках единой образовательной концепции, отметил, что и религиоведческое знание без прикосновения к подлинному религиозному опыту оказывается не полным, и богословию полезно серьезное научное знание об истории развития богословской мысли. По мнению о. о. Георгия и Василия, верующий человек зачастую оказывается более объективным и открытым к иному опыту, т.к. он стремится к Истине.

Предмет «теология»: миссия невыполнима?

На круглом столе «Религиозное образование в секулярном обществе», прошедшем 26 мая, в центре обсуждения оказался вопрос, очень редко возникающий при обсуждении проблемы богословского образования. За шумом общественных баталий на тему «за» или «против» факультетов теологии в светских вузах и преподавания ОПК остается почти не услышанным самый главный вопрос: как это делать. Если он и обсуждается, то чаще всего лишь на уровне сравнения методологий и педагогических практик. Здесь же он был поставлен в острой и даже шокирующей форме: доцент центра изучения религий РГГУ Анна Шмаина-Великанова напомнила собравшимся, что за всю историю собственно богословов наберется едва ли столько, сколько студентов обучается сегодня на некоторых богословских факультетах. «Мне представляется, что богословие в чистом виде непреподаваемо и студенты ему не учатся. Они учатся мыслить в каком-то смысле в богословском русле, изучая историю богословия. Но для богословия это не обязательно», – сказала она.

Участники круглого стола – большинство из них преподает богословские дисциплины – продолжили обсуждение этого вопроса, опираясь на свой многолетний опыт. Заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Давид Гзгзян отметил, что для конструктивного обсуждения вопроса о преподаваемости богословия стоит хранить себя в режиме «позитивного сомнения»: «Все равно придется пересматривать все время то, чем ты занят, придется все время ставить себя под сомнение, для того, чтобы через то, что ты делаешь, являло себя богословие, а не какие-то суррогаты – уже превратившиеся в рутину тексты, наработки и т.д. Это должен быть транслируемый опыт систематизации, но он должен быть живым».

Александр Копировский заметил, что Давид Гзгзян повторил почти слово в слово позицию с. Иоанны (Рейтлингер) и призвал всех последовать примеру Сергея Аверинцева, говорившего: «Я не имею нечеловеческой уверенности в себе». Именно такой подход позволит встать перед вызовом настоящего и будущего, соотносимым с евангельскими словами «се, творю все новое».

Заведующий кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ Григорий Гутнер, напомнив слова Платона «этому (мудрости) нельзя научить», сказал, что, к сожалению, в наше время богословское образование часто понимается как обучение некоторым техникам, методам передачи знания, в то время как задача преподавателя – провоцировать обучаемого к самостоятельному пути к истине.

На круглом столе были затронуты и многие другие проблемы, в частности, президент Международного центра христианского образования священник Патрик де Лобье и профессор факультета теологии Университета им. Луциана Блага прот. Василий Михок рассказали об особенностях преподавания теологии во Франции, Швейцарии и Румынии и обсудили преимущества и недостатки болонской системы и ее влияние на преподавание теологии.

Островки свободы в системе российского образования

«Церковь должна вносить в культуру благодатный и творческий импульс» – отметил в своем докладе председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации РПЦ МП архимандрит Иоанн (Экономцев). Он также подчеркнул важную роль культуры в духовном образовании, в частности, русской классической литературы. Отец Иоанн сказал о необходимости восстановления культурного преемства и о том, что главной задачей духовного образования должно быть воспитание верующих людей. Последнее обстоятельство, как надеется отец Иоанн, поможет избежать недостатков прежнего духовного образования, когда из семинарии зачастую выходили революционеры.

Классик социологической науки, президент  Московской высшей школы социальных и экономических наук, профессор Манчестерского университета Теодор Шанин раскрыл сущность Болонского процесса. С его точки зрения, он сводится к «переходу от системы образования по типу немецкой гимназии к британскому университету». Основа немецкой гимназии, по мнению Теодора Шанина, – дисциплина и унифицированный подход к преподаванию и результатам обучения, а британского университета – индивидуальный подход к каждому студенту (тьюторство) и развитие самостоятельного творческого мышления. Английские студенты проводят больше времени в библиотеке, а немецкие – на лекциях. Поэтому в англо-саксонской системе высококвалифицированные библиотекари являются ключевыми фигурами, которые строят профессиональное образование вместе с преподавателем.

Теодор Шанин с пессимизмом смотрит на перспективы укоренения Болонской системы образования на российской почве. Болонскому процессу активно сопротивляются, прежде всего, преподаватели, профессора, привыкшие к определенному стилю преподавания и не готовые воспринимать новое. Таким образом, по его мнению, главное препятствие – преподавательская корпорация. Кроме того, государство не заинтересовано в развитии негосударственных вузов. Существовать им, в т.ч. финансово, очень тяжело. Тем не менее, он надеется, что «можно создать островки с расчетом на то, что они будут распространяться». Одним из таких островков, по его мнению, является или может стать СФИ.

Александр Копировский затронул важную проблему сочетания духовного и гуманитарного образования. Он отметил, что «нельзя не говорить о духовном в светских школах, религиоведение с этой задачей справиться не может».  Вместе с тем, духовное образование должно расширять и углублять свой гуманитарный контекст. Поддержав мысль Теодора Шанина об «островках», Александр Копировский привел примеры сочетания духовных и светских компонентов в  целом ряде возникших в 90-е гг. негосударственных вузов (Российский православный университет св. ап. Иоанна Богослова, Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, Общедоступный Православный университет, основанный прот. Александром Менем, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Высшая религиозно-философская школа, Русская Христианская Гуманитарная Академия, Свято-Филаретовский институт).

Подводя итог заседания основатель и ректор СФИ священник Георгий Кочетков подчеркнул, что «в СФИ  мы стараемся воплотить не только принцип индивидуальности, но и личностности, который рождается в живом чувстве свободного единства».

Содержание и цели духовного и светского гуманитарного образования

На дневном пленарном заседании 27 мая проректор МДА, секретарь Синодальной богословской комиссии священник Владимир Шмалий передал организаторам и всем участникам конференции приветствие от митрополита Минского и Слуцкого Филарета, председателя Синодальной богословской комиссии. В своём выступлении, посвященном проекту образовательной концепции РПЦ, он особо выделил важность предкрещальной катехизации, а также образования мирян для подготовки к ответственному служению в церкви. Отвечая на вопросы, он нарисовал портрет образованного священнослужителя: общекультурная подготовка, благородство, внутренняя свобода, способность ответственно решать свои духовные проблемы и только после этого помогать другим. Задача духовных школ, по мнению отца Владимира, состоит в том, чтобы формировать не требоисполнителей, а думающих образованных священников, но для этого необходимо трезвое отношение к власти традиции: умение видеть и принимать, что является подлинным преданием церкви, а что – только ее реакцией на определенную историческую ситуацию.

Главный научный сотрудник Института философии РАН Олег Генисаретский проблематизировал сами понятия «духовное», «светское», «гуманитарное». Он говорил о том, что как словом «духовность» сейчас называют абсолютно всё, так и за понятием «гуманитарное» скрываются определённые социальные технологии (типа рекламных слоганов «Тефаль думает о вас!»), не способные сохранять живую преемственность традиции. Поиск различного рода стратегий, образов будущего Олег Генисаретский назвал манией современного мира, однако он предложил трезво относиться к условиям, в которых мы живём, и принимать предлагаемый нам опыт. Поскольку «конкурентоспособность напрямую связана с жизнеспособностью, а жизнеспособность в свою очередь имеет культурные и духовные основы», то и «в мире рыночных отношений нетварные основы языка и культуры могут иметь решающее значение».

Проблемы светского образования осветили в своих докладах директор Института развития дошкольного образования РАО Виктор Слободчиков и ректор Коломенского ГПИ Алексей Мазуров. Первый размышлял о категории антропологии образования. Перечислив три основных «модуса» образования – социализацию, инкультурацию и становление личности, докладчик отметил, что для представляемого им направления последний из них становится центральным. При этом в современном мире становление личности невозможно без противостояния «внутренней оккупации», выражающейся в духовном кодировании и дрессуре человека со стороны системы образования, СМИ, государства.

Алексей Мазуров подхватил идею антропоцентрического принципа образования, но подошел к ней с более практической стороны. Он обратил внимание на то, что вузам грозит потеря научной преемственности, поскольку катастрофически сокращается количество преподавателей; на коммерциализацию процесса обучения по причине сокращения числа бюджетных средств; а также на то, что само высшее образование утрачивает качество элитарности и может быть доступно абсолютно всем. При множестве проблем в высшей школе надежду вселяет то, что появляется здоровая альтернатива государственному образованию в виде негосударственных учебных заведений, подобных Свято-Филаретовскому институту или Высшей Религиозно-Философской Школе (СПб). По мнению докладчика, эти вузы – не просто островки в море, но настоящие «паровозы», способные повлиять на ситуацию в целом.

Двадцать лет – это только начало

27 мая в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялся праздничный вечер, посвященный 20-летию СФИ.

Поздравления, прозвучавшие в этот день в адрес института, показали, как многообразно служение этого вуза, стремящегося, по словам его ректора священника Георгия Кочеткова, быть не столько большим или влиятельным, сколько прежде всего мобильным, «мягким» в руках Божьих, способным быстро отвечать на стремительные изменения современного мира.

Член попечительского совета Института профессор Анатолий Красиков среди этих служений выделил практическую деятельность на ниве миссии и катехизации и активное участие в формировании «церковнорусского» языка. Председатель Преображенского содружества православных братств Владимир Коваль-Зайцев с благодарностью отметил открытость, помогающую не только студентам, но и всем членам содружества болеть сердцем о церкви, и стремиться служить ей. Способность сохранять живым язык богословствования и преподавания отметила выпускницей СФИ доцент педагогического университета им. А.И. Герцена Юлия Балакшиной. Все выступавшие свидетельствовали о том, что и преподавать в институте, и учиться в нем, и помогать ему, и молиться за него – это большая радость и честь.

Много добрых слов было сказано и другими участниками вечера. Среди них были  представители академических институтов, синодальных отделов РПЦ, высших учебных заведений России, Швейцарии, Италии, Румынии, общественных организаций и СМИ, священнослужители, представители различных конфессий, преподаватели и сотрудники СФИ.

Праздничная встреча завершилась показом фильма, рассказывающего не только об истории, но и о корнях Свято-Филаретовского института. Уникальные кадры, связанные с Поместным собором 1917-1918 годов и с жизнью Свято-Сергиевского института в Париже, записи выступлений академика Сергея Аверинцева и протопр. Виталия Борового, обращенных к участникам институтских конференций, песни и стихи выпускников, звучавшие на актовых днях – все это выстроилось в живую картину общего пути, уже немалого, но все же только начинающегося.

Богословие и наука – две вещи несовместные?

О трудностях соотношения богословского и научного подхода дискутировали в третий день конференции.

Западную и православную традиции богословского образования сопоставил в своем докладе прот. Василе Михок, проф. Университета им. Луциана Блага (Сибиу, Румыния). Для Запада характерен серьезный исследовательский подход, четко определенные методики, разработанная библиография, знание источников, что вызывает уважение. Однако чувствуется некоторая недостаточность: по определению отца Василия, это замечательная теология или даже историческая критика, но не собственно богословие. У православных, наоборот, хорошее богословие, но недостаточный исследовательский уровень. Отец Василий согласился с тезисом священника Георгия Кочеткова о том, что познание и пророчество должны идти вместе, сочетая высокий духовный и исследовательский уровень.

О рассогласовании академического подхода в области гуманитарного знания и духовности говорил заведующий кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ Григорий Гутнер. Механизм этого рассогласования он убедительно показал на основе идей немецкого философа Эдмунда Гуссерля. В любой науке возникает проблема традирования – можно передать техники, формы, терминологию, хотя они и усложняются с каждым годом, но изначальный смысл передать невозможно. Для его обретения человеку необходимо сделать личное усилие. Однако, этот смысл обретается внутри традиции, а не вне ее.

Подобное происходит и в области богословия. Богословское образование дает возможность владения различными техниками и практиками, но задачи передачи смысла не достигает. Смысл в богословии, как и в науке, обретается внутри традиции как плод личного усилия. По мнению докладчика, существует два подхода к образованию. Первый – натаскивание, второй – через личное свидетельство преподавателя изнутри личного опыта, в котором он сам совершает это усилие.

Прот. Павел Адельгейм рассказал о судьбе регентской школы, которую он окормлял в течение последних двадцати лет. К сожалению, деятельность этой школы находится под угрозой, т.к. руководство епархии не заинтересовано в сохранении сложившейся практики обучения в этой школе. Между тем, это учебное заведение известно как одно из лучших в г. Пскове.

Эта дискуссия продолжилась после перерыва круглым столом «Представление о целостном знании».

Целостное знание: тоталитаризм, энциклопедизм или богопознание?

Об опасности темы предупредил Григорий Гутнер, напомнив, что слово «целый» звучит на латыни как «тотальный». Поль Рикёр называл жажду полноты знаний здесь и сейчас «радикальным злом», т.к. знание принципиально фрагментарно. В связи с этим возникают вопрос: где можно искать целостное знание, и в каком виде его получить? Этот и другие вопросы ставили перед собой участники круглого стола «Представление о целостном знании», прошедшего 28 мая.

Различать познание и знание предложил священник Георгий Кочетков. Без первого, связанного с личным опытом богопознания, нет христианской жизни. «Да знают Тебя, Единого Истинного Бога» (Ин 17:3). А второе (философское и научное) – действительно по своей природе фрагментарно.

Это различение поддержала поэт, доктор богословия, член Попечительского совета СФИ Ольга Седакова. Она сделала акцент на принципиальной разнице двух типов знания, указав, что святость, глубокая приобщённость к мистическому знанию не делает человека хорошим геометром или поэтом. В связи с этим очень важен процесс передачи знания, т.е. образование. Со времен Древней Греции школа заменила инициацию, т.е. приобщение ребёнка в полноте к человеческому миру. Ольга Седакова напомнила слова Симоны Вейль о благословенном труде учения – в истории хорошая школа всегда была трудной, иначе для ученика исчезал смысл её прохождения («без мучения нет учения»).

Согласившись с принципиальной целостностью христианского знания ведущий круглого стола, Давид Гзгзян поставил вопрос: почему при этом целостность так слабо выражена в христианской истории? Как отличить подлинное целостное знание от ложного, псевдомистического или энциклопедического? Возможно ли обретение целостного знания без обретения целостной жизни?

В качестве ответа священник Георгий Кочетков указал на известный принцип ап. Павла «уже, но ещё не». Целостное знание уже дано, но человеку ещё предстоит его взять. Для этого необходимо снова вернуться к обсуждению и обдумыванию начал и исходных принципов этого мира, чему способствует эпоха постмодернизма, возвращающая нас к началам через разрушение культуры. Такое обращение было характерно для святых отцов, в центре внимания которых были не столько те или иные частные вопросы, а всё мироздание, к которому они подходили с «почтительным восхищением или благоговением», позволявшим им обрести целостную картину мира.

Участники круглого стола говорили о трудности и даже боли, которые сопровождают обретение целостного знания в этом мире. Поскольку как отметил отец Георгий «время мира сего принципиально нецелостно», эта трудность и боль всегда будут. Но, однако, само обретение возможно в эсхатологической перспективе как надежда, и как обретение полноты и совершенства в отдельных предметах и событиях этого мира. Эта полнота и совершенство обычно связывается с красотой, общением, любовью. И хотя эта полнота не абсолютна, она может нас удовлетворить и вдохновить.

Более того, некоторую полноту возможно обретать и в научном и философском знании. Возникшая в XX в. метанаука, например, теория систем, при удачном её использовании даёт возможность видеть изоморфные (подобные) закономерности в различных областях научных знаний, и позволяет увидеть мир как целое, а различные области научного знания как его подсистемы.

Завершая дискуссию, Давид Гзгзян заключил, что задача обретения целостного знания всерьёз трудна для человека, и образование тогда обретает смысл, когда учит жить в этом парадоксе обретения целостного знания, когда мы одновременно живём в ситуации «уже, но ещё не».

Завершилось первое двадцатилетие жизни Свято-Филаретовского института

Конференция проводилась Свято-Филаретовским институтом при поддержке Отдела по религиозному образованию и катехизации, и эта поддержка выразилась очень зримо: впервые за историю института его порог переступил руководитель этого синодального отдела.

Закрывая работу конференции, ректор СФИ священник Георгий Кочетков сказал:

«Я совсем не ожидал, что конференция, посвященная вопросам образования, тем более отношениям светского и духовного образования, пройдет так интересно, творчески, горячо – и каждый день горячо. И тем не менее все, слава Богу, получилось, все прошло удачно с самого начала и до конца. Я надеюсь, что будут изданы материалы этой конференции. На мой взгляд, было сказано много вещей отнюдь не ординарных, которые следовало бы издать как можно быстрее, и не только для нас, не только для того, чтобы мы еще раз, прочитав их, подумали над тем, что мы пропустили или не поняли «с лету», и потом сделали какие-то выводы. Мне кажется, наша дискуссия показала, что открытых и горячих вопросов очень много, возможностей очень много – не только духовных, личностных, но и существующих сегодня в культурном сообществе в образовательном контексте. Мне понравилось, что были представлены разные позиции, и все было спокойно, хотя острота дискуссии иногда была очень сильной.

Наше обсуждение связано с тонкими и глубокими вещами, о которых зашла речь в последний день конференции – с той эсхатологической надеждой, которая осуществляется уже здесь, на земле, в пределах нашего земного времени, а значит, и должна осуществляться. Это здоровая эсхатология, которая не выбрасывает человека из жизни нашего мира и не призывает все силы на борьбу с тем, чем живут люди.

Хотелось бы, чтобы все хорошее, что говорилось в эти дни, было воспринято не только специалистами, учеными, ректорами вузов, но и всеми нами. Я очень рад, что именно так завершается первое двадцатилетие жизни нашего института».

Ректор СФИ отметил огромную разницу между тем, как прошло только что закончившееся обсуждение и тем, как была воспринята девять лет назад, в 1999 году, конференция «Предание Церкви и предание Школы». Однако именно тогда, когда многим людям трудно было говорить и  даже трудно понять, о чем шла речь, в чем-то готовился успех сегодняшней дискуссии.

Перед совместной молитвой, завершившей конференцию, о. Георгий выразил глубокую благодарность «всем ее участникам и организаторам, всем помощникам, а главное – Богу, Который дал нам, таким разным, противоречивым, возможность собраться вместе – с тем, чтобы понять друг друга и вдохновить на новые поиски и свершения».

Международная научно-богословская конференция «Образование в XXI веке: стратегии и приоритеты» завершила свою работу. В ней приняли участие 120 человек из 14 городов, 7 стран.  Среди участников конференции – известные российские ученые, специалисты в сфере образования и преподаватели: архим. Иоанн (Экономцев), председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации МП, ректор Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова, А.Ю. Соловьев, гл. специалист Департамента образования г. Москвы, В.Л. Глазычев, проф. МАРХИ, А.П. Огурцов, заведующий Центром методологии и этики науки Института философии РАН, Т. Шанин, ректор Московской Высшей школы социальных и экономических наук, проф. Манчестерского университета, члены Попечительского совета СФИ и многие другие, заинтересованные в дискуссии на эту тему.