Перейти к основному содержимому

Неклассическая этика

Сегодня технологии борьбы за жизнь и здоровье достигли того уровня, когда самые трудные врачебные вопросы – не медицинские, а этические. Готово ли современное христианское богословие отвечать на них, разбиралась студентка магистратуры СФИ Алина Патракова на международной итоговой сессии богословского учебно-исследовательского центра в Париже.

Впервые об Учебно-исследовательском центре имени священника Думитру Станилоае (Centrul Ortodox de Studii și Cercetare “Dumitru Stăniloae” – CDS) я узнала года три назад, случайно заглянув на сайт румынской православной митрополии Западной и Южной Европы. С самого начала меня заинтересовало то, что в этом центре могут учиться и миряне. Кроме того, с удивлением обнаружила в числе преподавателей отца Василе Михока, президента румынского православного движения «Воинство Господне» и близкого друга Преображенского братства и нашего института. Наконец, в феврале этого года у меня появилась возможность записаться на полугодичный дистанционный модуль по христианской биоэтике и благодаря этому поближе познакомиться с этим учебным заведением.

Кроме того, мне хотелось продолжить знакомство и с самой биоэтикой, которая была одним из моих самых любимых предметов в нашем институте благодаря увлекательным лекциям Галины Леонидовны Муравник.

Примечательно, что модуль по биоэтике читался в этом центре впервые. Это была совместная инициатива центра имени священника Думитру Станилоае и Братства православных врачей во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (Fraternité des Médecins Orthodoxes Saint Luc de Crimée.

Занятия начались в конце марта. По понедельникам в половине девятого вечера по парижскому времени через онлайн-платформу Cisco WebEx транслировалась очередная лекция. В конце курса надо было написать небольшую итоговую работу на одну из пройденных тем.

Экспериментальный модуль по биоэтике действительно оказался чрезвычайно актуальным. Вопросы, которые разбирались на вебинарах, были связаны с конкретными жизненными ситуациями, с которыми приходилось сталкиваться врачам или священникам. В числе преподавателей на этом курсе был и Себастьян Молдован, сотрудник богословского факультета Университета имени Лучиана Благи в Сибиу, прочитавший две лекции о биоэтических аспектах начала и конца жизни человека.

Но какие бы широкие возможности ни открывали технологии дистанционного обучения, виртуальное взаимодействие не может заменить личного общения, особенно если речь идет о богословском образовании. Поэтому центр уделяет особое внимание организации итоговых сессий, предполагающих не только очную оценку приобретенных знаний, но и общую молитву, совместные круглые столы и семинары, а также культурную программу.

В 2013-2016 годы подобные сессии проводились в Левене, Риме, Брюсселе и Мадриде и собирали около ста человек – священнослужителей и мирян. В этом году трехдневная итоговая сессия для студентов румынского отделения проходила с 10 по 12 октября в Париже. Собралось в общей сложности около семидесяти человек – примерно два десятка священнослужителей и полсотни мирян из Румынии, Франции, Италии, Англии, Австрии, Швейцарии, Бельгии и Голландии. В основном это были представители румынской диаспоры в Европе. По словам организаторов, участник из России в моем лице у них был впервые.

Открытие сессии состоялось в соборе святых архангелов Михаила и Гавриила в Париже, в котором служит декан центра протоиерей Жан Бобок, доктор медицины и православного богословия, преподаватель биоэтики в Свято-Сергиевском институте. С актовой лекцией на тему «Церковь во времена коммунизма: приспособление, сопротивление, святость» выступил Раду Преда, исполнительный директор Института по расследованию преступлений коммунизма и памяти румынской ссылки (Institutul de Investigare a Crimelor Comunismului și Memoria Exilului Românesc) в Бухаресте. Меня поразило, что в румынской диаспоре проблема духовного осмысления и преодоления последствий тоталитарного прошлого продолжает обсуждаться на столь серьезном уровне, хотя, на первый взгляд, Румыния уже прошла через существенную декоммунизацию. В частности, Раду Преда ставил вопрос о том, в какой мере церковь и общество сумели распорядиться свободой, обретенной тридцать лет назад, осознана ли трагическая цена, уплаченная жертвами режима за нынешнюю свободу, и усвоены ли современным поколением уроки прошлого.

После актовой лекции и ужина в соборе участники сессии поехали в замок Жамбвиль (Château de Jambville), построенный в XV веке в 50 км к северо-западу от Парижа. С 1952 года там располагается Национальный центр подготовки скаутов и гидов Франции, окруженный живописным парком в полсотни гектаров. Рядом расположена часовня XII века Нотр-Дам де Жамбвилль, в которой ранним утром в последний день сессии была совершена православная литургия на румынском языке. 

Из сорока записавшихся на курс по биоэтике приехать смогли всего двенадцать человек, в том числе два священника и три врача. Собеседование по нашим итоговым работам велось комиссией из трёх преподавателей – священника Рэзвана Ионеску, руководителя отдела «Богословие и наука» в Центре имени священника Думитру Станилоае, его супруги Андреа Ионеску и Себастьяна Молдована. В течение семи минут надо было представить свою тему, после чего члены комиссии, заранее прочитавшие все работы, задавали вопросы и высказывали свои замечания и рекомендации.

Спектр обсуждавшихся проблем был чрезвычайно широким – от эмбриологии до трансгуманизма. Было очевидно, что для студентов эти темы были совсем не абстрактными. Особенно интересно было слушать врачей, работающих в области трансплантологии и реаниматологии и сталкивающихся в своей повседневной рабочей практике с этическими дилеммами, которые требуют не только высокого уровня профессионализма, но и особых духовных усилий и поиска христианских ответов.

...человеку, получившему сильнейшие ожоги, пересадили лицо другого человека, покончившего с собой. Несмотря на то, что операция прошла успешно, он так и не смог освоиться с чужим лицом...

Реаниматолог Лауренциу, в рамках своей итоговой работы проведший мини-исследование с опросом коллег, рассказал о проблемах, связанных с обязательным анкетированием пациентов перед госпитализацией, когда человек должен сообщить о своем согласии на возможную реанимацию в случае критической ситуации. Нередко приходится сталкиваться со случаями, когда молодой пациент перед госпитализацией заявляет в анкете о своем сознательном отказе от реанимации, потому что не хочет жить. «Мне как врачу, чей долг – бороться за жизнь, а не попустительствовать смерти, крайне трудно принимать такой выбор человека, – поделился Лауренциу. – В таких ситуациях я все равно делаю все от меня зависящее, чтобы спасти человека. Я не могу привыкнуть к тому, что принято называть “рутиной смерти”». Нарушает ли в этом случае врач границы свободы пациента или же поступает по совести? Участникам дискуссии не удалось прийти к единому мнению.

Вопрос о границах допустимого возник также в связи с развитием трансплантологии. Анка Добрин, специализирующаяся в этой области, привела в пример ситуацию из одной из французских клиник, когда человеку, заснувшему с зажженной сигаретой и получившему сильнейшие ожоги, пересадили лицо другого человека, покончившего с собой. Несмотря на то, что операция прошла успешно и пациент физически восстановился, он, даже после сеансов психотерапии, так и не смог освоиться с чужим лицом, и спустя некоторое время тоже свел счеты с жизнью.

Примечательно, что о проблеме суицидальных настроений в западноевропейских странах говорили многие студенты. Анда Мокану, работающая врачом в сфере здравоохранения труда в Париже, поделилась тем, что к ней каждую неделю приходят на прием люди, признающиеся в намерении совершить самоубийство. «Я долго не могла понять, почему среди моих пациентов столько людей, страдающих от депрессии, – рассказала Анда, – пока однажды не услышала в одной проповеди слова о том, что атеизм депрессивен. И тут мне стало многое понятно. Когда для неверующего человека работа становится идолом, то в случае увольнения или каких-либо трудностей он теряет почву под ногами».

Так получилось, что с темой смерти была связана и моя работа. В частности, я попыталась выявить богословско-антропологические аспекты концепции смерти мозга или запредельной комы. Эта проблема в последние десятилетия стала особенно острой в связи с развитием трансплантологии. Наряду с сугубо медицинской стороной вопроса, здесь возникает целый ряд проблем не только этического, но и философского и богословского плана, касающихся онтологии человека и границ человеческой личности.

Богословие в ребрах

Мне посчастливилось жить в одной комнате с психологом Кэтэлиной Виеру (Фэлтичень, Румыния), слушательницей курса «Введение в православное богословие». За одной из трапез она рассказывала мне о том непонимании, с каким ее окружение относилось к ее учебе. Родные и сослуживцы недоуменно спрашивали, какая польза ей будет от этого диплома. А ее духовник, к которому она пришла за благословением перед поездкой на сессию в Париж, и вовсе рассердился: «Неужели тебе своих преподавателей в Румынии не хватает, что ты едешь во Францию?» Тем не менее, Кэтэлина смогла приехать. «Конечно, учиться было непросто. Надо было дважды в неделю по три часа сидеть перед компьютером, слушать лекции, транслируемые поздним вечером с учетом разницы во времени с Парижем. Но мне было очень интересно. У меня даже появилась отдельная полочка для богословской литературы, которую я стала понемногу собирать. Меня никто не понимал, но в глубине сердца я точно знала, что эта учеба мне совершенно необходима».

Вдохновенная атмосфера сессии живо напомнила родной Свято-Филаретовский институт, особенно те дни, когда на экзамены съезжаются заочники из самых разных мест и делятся подобными свидетельствами.

Пожалуй, точнее всего было бы сказать, что Центр имени священника Думитру Станилоае существует «не в бревнах, а в ребрах». При всей ограниченности его материальной базы (в виде единственного помещения в вышеназванном соборе, откуда ведется трансляция видеолекций), Центр всерьёз вкладывается в духовное образование не только священнослужителей, но и мирян. На меня произвело отрадное впечатление то, с какой самоотдачей трудились на сессии преподаватели и организаторы сессии.

Дипломы об окончании курсов вручал лично преосвященный Иосиф (Поп), митрополит Западной и Южной Европы. «Не забывайте, что эти знания вы получили не для себя, а для того, чтобы свидетельствовать другим людям, – обратился владыка с напутственным словом к выпускникам, некоторые из которых получали уже четвертый или пятый диплом. – Да сохранит нас Бог от того, чтобы больше некому было свидетельствовать, кроме стен опустевших храмов. Не будем же молчать. В Церкви не существует “значительных” и “незначительных” людей. Каждый – независимо от того, в сане ли он или нет – ценен в очах Божьих. И каждый из нас на своем месте несет ответственность за Его слово».

Справка

Центр имени священника Думитру Станилоае был основан в Париже в 2008 году. Ректором этого учебного заведения является преосвященный Иосиф (Поп), митрополит Западной и Южной Европы (Румынская православная церковь). Центр предоставляет священнослужителям и мирянам непрерывное дистанционное образование в области христианского богословия, духовности и культуры.

Центр состоит из французского и румынского отделений. В рамках французского отделения, получившего аккредитацию Парижской академии наук и соответствующего местным образовательным стандартам, есть лиценциат (бакалавриат), магистратура и докторантура. Что касается румынского отделения, оно более свободно экспериментирует с формами учебного процесса. Здесь можно выбрать один и более модулей разной степени сложности. Например, годичный курс «Введение в православное богословие» предназначен преимущественно для мирян, не имеющих никакого богословского образования. В рамках этого курса читаются лекции по истории Церкви, миссиологии, церковному искусству, систематическому и литургическому богословию, основам канонического предания Церкви, а также межправославному, межконфессиональному и межрелигиозному диалогу. Содержание этой образовательной программы примерно соответствует уровню нашего Богословского колледжа. О румынских православных подвижниках и исповедниках XX века можно узнать в рамках курса «Носители Духа». По словам руководителя румынского отделения священника Патричиу Влайку из Брюсселя, в следующем году планируется ввести еще один модуль «Православные богословы XX века». Также есть отдельный практический модуль для клириков «Пастырство и духовничество».

Ректор Центра имени священника Думитру Станилоае преосвященный Иосиф (Поп), митрополит Западной и Южной Европы, и студентка магистратуры СФИ Алина Патракова

Ректор Центра имени священника Думитру Станилоае преосвященный Иосиф (Поп), митрополит Западной и Южной Европы, и студентка магистратуры СФИ Алина Патракова