XI Аверинцевские чтения
11 декабря, четверг
РГГУ, ул. Чаянова, д. 15, корп. 5, ауд. 933
9:30–10:00 Регистрация
10:00–10:15 Открытие конференции. Приветствия
- Александр Михайлович Копировский, кандидат педагогических наук, ректор Свято-Филаретовского института (Москва)
- Галина Ивановна Зверева, доктор исторических наук, декан факультета культурологии, заведующая кафедрой истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета (Москва)
Трансляция: VK, RuTube, YouTube
10:15–12:00 Круглый стол «Сергей Аверинцев и “новый ренессанс” в гуманитарной науке позднего СССР 1960-х–1970-х годов»
Ведущие:
- Галина Ивановна Зверева, доктор исторических наук (Москва, РГГУ)
- Александр Михайлович Копировский, кандидат педагогических наук (Москва, СФИ)
Участники:
- Юрий Николаевич Попов, заведующий редакцией философии «Большой Российской энциклопедии» с 1998 по 2017 год, редактор-составитель энциклопедии «Христианство», сотрудник Института философии РАН (Москва)
- Игорь Вадимович Кондаков, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ (Москва)
- Яна Руслановна Пантуева, кандидат филологических наук, доцент СФИ (Москва)
- Юлий Арамович Асоян, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ (Москва)
Вопросы для обсуждения
- Философский том Советской энциклопедии: свидетельства создателей и читателей. Как совершался творческий сдвиг в гуманитарном знании эпохи застоя?
- Как складывались судьбы «нового ренессанса», в чем их актуальность для современной гуманитарной науки? Есть ли преемство?
Наследие гуманитарной науки позднего СССР 1960-х–1970-х годов остается малоизученным. Многие свидетели этой эпохи отмечают, что под покровом «застоя» происходили важные творческие сдвиги, которые можно назвать «новым ренессансом» гуманитарной культуры. Одним из его симптомов стало зарождение нового типа интеллектуала — носителя универсальной эрудиции и духа обновленного гуманизма, соблюдающего подчёркнутую дистанцию по отношению к официальной идеологии и часто обращенного к «несоветскому» изучению наследия Средневековья, Возрождения, Серебряного века и особенно к наследию христианской мысли. Творческие «вспышки» проявились в различных областях гуманитарного знания: в философии, истории, филологии, искусствознании — и дали целую плеяду мировых имен, одним из самых известных стал академик Сергей Сергеевич Аверинцев. Как происходили эти сдвиги? Каков вклад гуманитариев позднего СССР в создание новой гуманитарной парадигмы?
Возможная литература для подготовки:
Трансляция: VK, RuTube, YouTube
12:00 Перерыв. 12:45 Кофе-пауза
13:30–15:30 Круглый стол «Профессиональная наука и непрофессиональное мыслительство: случай Аверинцева»
Ведущие:
- Лидия Владимировна Крошкина, кандидат культурологии (Тверь — Москва, РГГУ, СФИ)
- Ольга Николаевна Борисова, кандидат философских наук (Тверь, ТвГУ, СФИ)
Участники:
- Галина Ивановна Зверева, доктор исторических наук, декан факультета культурологии, заведующая кафедрой истории и теории культуры РГГУ (Москва)
- Александр Михайлович Копировский, кандидат педагогических наук, ректор СФИ (Москва)
- Александр Викторович Марков, доктор филологических наук, профессор кафедры кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ (Москва)
- Виктор Владимирович Грановский, кандидат философских наук, доцент СФИ (Москва)
- Борис Викторович Рейфман, кандидат культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ (Москва)
Вопросы для обсуждения
- Аверинцев — ученый и/или проповедник?
- Есть ли место идее надпредметного знания в академическом пространстве?
Легко отличить профессиональную науку с её парадигмальностью, объектом, предметом и методами исследования, целенаправленностью от мыслительства, свободного от таких требований. Вопрос в том, насколько «профессиональное» отделимо от экзистенциального центра личности учёного, когда мы пытаемся объективировать продукт его интеллектуального труда? И напротив, «непрофессиональное» свободное проявление humanum так ли непрофессионально? Возможно ли совместить эти два феномена в деятельности одного человека и, если да, то при каких условиях? Диалогичное обращение к опыту Сергея Сергеевича Аверинцева позволит приблизиться к пониманию сути проблемы и открыть новые грани профессионально-личностного самоопределения.
Возможная литература для подготовки:
Трансляция: VK, RuTube, YouTube
12 декабря, пятница
СФИ, Токмаков пер., д. 11, конференц-зал на 2 этаже
10:00–10:30 Регистрация
10:30–12:30 Круглый стол «Гуманитарное знание и опыт преодоления тоталитаризма»
Ведущий:
Виктор Владимирович Грановский, кандидат философских наук (Москва, СФИ)
Участники:
- Галина Ивановна Зверева, доктор исторических наук, профессор, декан факультета культурологии, зав. кафедрой истории и теории культуры РГГУ (Москва)
- Владимир Карлович Кантор, доктор философских наук, ординарный профессор, главный научный сотрудник и заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) / дистант
- Юлия Валентиновна Балакшина, доктор филологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и СФИ (Санкт-Петербург — Москва) / дистант
- Константин Петрович Обозный, кандидат исторических наук, декан исторического факультета, заведующий кафедрой церковной и социальной истории СФИ (Псков — Москва)
- Виктория Юльевна Файбышенко, кандидат философских наук, доцент СФИ (Москва)
- Юлия Александровна Штонда, кандидат филологических наук, старший преподаватель СФИ (Москва)
Вопросы для обсуждения
- Как мы понимаем свободу в гуманитарном знании?
- Перспективы методологической свободы
- Культура несогласия
XX век по праву может быть назван веком тоталитаризма — временем зарождения, укрепления и внутреннего слома идеократических режимов в России и Европе. Их идеологические основания явно или эксплицитно формулировались, нередко в одно и то же время, как псевдорелигиозные и квазинаучные. Подпитываемые массовыми человеческими жертвами, эти режимы не только провоцировали антигуманизм как общественное умонастроение, но и подвергали диффамации саму практику гуманитарного исследования. На этом фоне корректный гуманитарный дискурс, «интеллектуальная совесть» филолога, историка и философа сами по себе, часто без прямой идейной заданности, составляли опыт реального противостояния всеобщей идеологической «перековке». Академик Сергей Сергеевич Аверинцев связывал стилистическое самоукрепление тоталитаризма с присущим ему антигуманитарным «духом абстракции» и с легко надеваемыми его адептами «словесными масками». В посттоталитарную эпоху русский учёный одним из первых увидел в «реликтовых антилиберальных тенденциях» ближайшие мотивы к возвращению тоталитарности. Но он считал непригодной профилактикой тоталитаризма также наплыв постидеологических «толерантных» конструкций, отменяющих любые ценностные иерархии. Напротив, роль самоответственной гуманитарной культуры в утверждении этих иерархий следует считать, по его мнению, первейшим антитоталитарным противоядием. Дискуссионное осмысление того, почему, говоря словами Аверинцева, «тоталитаризмы получили свой исторический шанс», является теоретической повесткой открываемого круглого стола.
Возможная литература для подготовки:
- С.С. Аверинцев. Преодоление тоталитаризма как проблема: попытка ориентации // Связь времен.
- С.С. Аверинцев. Солидарность поколений как фактор гражданской свободы // Связь времен.
- С.С. Аверинцев. Слово Божие и слово человеческое // София-Логос. Словарь.
Трансляция: VK, RuTube, YouTube
12:30 Перерыв на обед
14:30–17:00 Круглый стол «“Верующее знание” как проблема»
Ведущие:
- Виктор Владимирович Грановский, кандидат философских наук (Москва, СФИ)
- Софья Вадимовна Андросенко (Москва, СФИ, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Участники:
- Светлана Александровна Коначева, доктор философских наук, декан философского факультета, заведующая кафедрой современных проблем философии Российского государственного гуманитарного университета (Москва)
- Татьяна Николаевна Панченко, кандидат философских наук, независимый исследователь (Амстердам — Москва)
- Екатерина Андреевна Полякова, кандидат филологических наук, доцент СФИ (Грайфсвальд — Эрфурт — Москва)
- Алексей Васильевич Лызлов, кандидат психологических наук, доцент кафедры современных проблем философии философского факультета РГГУ (Москва)
- Александр Валерьевич Кольцов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения богословского факультета ПСТГУ (Москва)
Вопросы для обсуждения
- Что есть вера для ученого и что есть знание для верующего?
- Поиск «новой позитивной теории» знания
Вопрос о мировоззренческом векторе, присущем гуманитарному знанию, можно считать «вечным вопросом». С одной стороны, это вопрос о том, обязан ли профессиональный гуманитарий элиминировать личные мировоззренческие, в том числе религиозные, установки в своей дисциплинарной области. И с другой стороны, это вопрос о том, должен ли он руководствоваться ими в качестве единственной или наиболее предпочтительной методологии в своих специальных исследованиях. В условиях господства тоталитарных идеологий XX века этот вопрос стал одновременно и вопросом свободы вероисповедания, и вопросом свободы исследования. Сегодня, в условиях принятого как неотменимая данность мировоззренческого плюрализма, он преобразуется в проблему признания смысла за самим предметом гуманитарных наук и их интерпретативной адекватности. Случай Сергея Сергеевича Аверинцева — уникальный пример того, как «верующее знание» может присутствовать в академическом пространстве, не профанируя сделанный его носителем духовный выбор и не подвергая отмене или дискредитации требования научной точности и объективности. К участию в разговоре о возможности, влиятельности и трансляции подобного опыта и связанных с ним проблемных областях приглашаются участники завершительного круглого стола.
Возможная литература для подготовки:
- Аверинцев С.С. Слово Божие и слово человеческое // София-Логос. Словарь.
- Аверинцев С.С. Вера // София-Логос. Словарь.
- Аверинцев С.С. Филология // София-Логос. Словарь.
Трансляция: VK, RuTube, YouTube
17:00 Фуршет
Для участия в конференции в качестве слушателя необходимо зарегистрироваться до 9 декабря