Перейти к основному содержимому
Зоя Михайловна Дашевская
Старший преподаватель

К вопросу о возрождении служения диаконисс

В СМИ появилась информация о том, что глава Армянской Апостольской церкви в Иране архиепископ Себух (Саркисян) рукоположил в сан диакониссы 24-летнюю Ани-Кристи Манвелян, само рукоположение состоялось в Тегеране еще 25 сентября 2017 года. 

Поставленная диаконисса была рукоположена из мирян, по профессии она врач-анестезиолог. «То, что я сделал, находится в полном соответствии с Преданием Церкви», – сказал архиепископ Себух Саркисян, добавив, что он совершил эту хиротонию с целью «активизировать участие женщин в литургической жизни церкви». Хиротония состоялось несмотря на то, что Армянская Апостольская церковь официально еще не восстановила древний чин диаконисс. 

Год назад поставление нескольких женщин в диакониссы совершил патриарх Феодор II, глава Александрийской православной церкви, в которой чин диаконисс был восстановлен официально еще в ноябре 2016 года. Женщины помогают в миссионерской и катехизической деятельности, особенно в таинстве крещения взрослых

Год назад поставление нескольких женщин в диакониссы совершил патриарх Феодор II, глава Александрийской православной церкви, в которой чин диаконисс был восстановлен официально еще в ноябре 2016 года. Женщины помогают в миссионерской и катехизической деятельности, особенно в таинстве крещения взрослых

Это настоящее событие, которое имеет не только литургические аспекты, но и чрезвычайно значимо для всей церкви, поскольку способствует восстановлению полноты и кафоличности женского церковного служения. Это поставление еще и еще раз напоминает нам о том, что «во Христе нет ни мужеского пола, ни женского» (Гал 3:28), и женщины так же призваны к служению, как и мужчины. И они могут быть не только свечницами, не только певчими хора, не только трудиться в благотворительной области, но также и нести особые служения, в том числе в общей церковной молитве.

Первостепенно важно, что это поставление произошло именно в православной церкви. Конечно, оно поддерживает и инициативу Александрийской православной церкви, которая еще в 2016 году восстановила чин диаконисс. Это поставление вновь указывает нам на необходимость двигаться вперед. Церковь должна искать новые пути для предоставления всем своим членам наиболее полных возможностей для целожизненного служения Богу, и возможность такого служения для этой сестры, ныне диакониссы, можно только поддержать. Это показывает, что в церкви есть живые течения и есть люди, которые чувствуют веяние Духа и необходимость действовать в соответствии с ним. И очень радостно, что именно такие слова мы слышали от епископа – что он осуществил это поставление в соответствии с древней церковной традицией и практикой.

Изначально диакониссы несли в церкви множество различных служений, особенно те, которые не могли осуществлять мужчины. В период поздней античности мужчина не мог просто прийти к женщине домой и тем более осуществлять в отношении нее какие-то действия. Именно диакониссы готовили женщин к крещению, помазывали их маслом, на них лежала забота о болящих сестрах, о чем нам сообщает, в частности, VIII книга Апостольских Постановлений.

Позднее служение диаконисс несколько изменило свою природу. Когда епископат был белым, до победы иконопочитания, возник обычай, по которому диакониссами как бы по умолчанию становились супруги тех, кто призывался на епископское служение. Насколько такого рода содержательное расширение служения диаконисс было оправдано – вопрос, но такова была церковная практика.

Чины поставления диаконисс в разных церквах сохранялись, и в свое время у нас в институте даже была написана и защищена очень интересная выпускная работа по этой теме. Так что интересующихся этим вопросом могу адресовать к соответствующим статьям в научном журнале Свято-Филаретовского института. 

Нам хорошо известен чин хиротонии диаконисс из евхология Барберини. Эти и другие замечательные древние молитвы поставления диаконисс можно найти в разных источниках, поэтому чрезвычайно интересно, по какому чину было совершено это поставление архиепископом Себухом (Саркисяном).

Можно надеяться, что Русская православная церковь также будет искать пути, чтобы открыть наиболее полные возможности для служения Богу тем женщинам, которые хотят целиком посвятить этому свою жизнь, и сейчас, на мой взгляд, самое время поддержать инициативу братских православных церквей-сестер.

На Поместном соборе Российской православной церкви 1917-1918 годов была широкая дискуссия о служении женщин и восстановлении чина диаконисс, хотя никаких решений тогда принято не было – наверное, их и невозможно было принять тогда. Тем не менее, обращаясь к наследию XX века, можно вспомнить и замечательную преподобномученицу Марию (Скобцову), которая по благословению архиепископа Евлогия (Георгиевского) проповедовала после богослужения. Она свидетельствовала не только устами, но и всей своей жизнью и в этом была подлинной, настоящей диакониссой, неся свое служение проповеди, свидетельства и вспомоществования в обществе «Православное дело», которое она организовала.

Конечно, говоря о возрождении тех или иных служений, по разным причинам оказавшихся на периферии церковной жизни, необходимо иметь в виду исторический, литургический и экклезиологический контекст. Когда речь идет о женских служениях, мы должны учитывать дискуссию по данному вопросу, которая развернулась особенно в ХХ веке. Много для этого потрудились и ныне здравствующий митрополит Каллист (Уэр), и замечательная исследовательница Элизабет Бер-Сижель, которая также была и церковным практиком.

Нередко вопрос женских церковных служений обсуждается в феминистском контексте, однако это совершенно не соответствует православной церковной традиции и заводит нас в тупик. Известны и попытки прочтения Священного писания в этом ключе, но всё это, к сожалению, очень далеко от духа и смысла слова Божьего. Никаких мыслей о политической стороне этого дела в древней церкви никогда не было. Церковь всегда старалась привести свою практику в соответствие с новозаветным откровением. Мы знаем, что и Христу и со Христом служили женщины. Человек, который всерьез служит Богу, делает это по призванию и хочет целожизненно, всей своей жизнью, это призвание осуществить. Он чрезвычайно далёк от контекста равноправия, вообще от попытки добиться для себя каких-то прав. Его служение опознается и свидетельствуется церковью, церковным собранием, неслучайно и об истинности совершённого поставления церковный народ свидетельствует своим «аминь». И нет никаких оснований думать, что та сестра, которая была рукоположена в Иране, борется за какое-нибудь равноправие. Для молодой женщины 24-х лет сочетать свое служение врача и церковное служение – это большая трудность, большая сложность, настоящий крест. И можно только пожелать ей Божьей помощи и церковной поддержки в ее служении!

Об авторе

Зоя Михайловна Дашевская

Старший преподаватель