Перейти к основному содержимому
Александр Михайлович Копировский
Ректор, заведующий кафедрой богословия, научный сотрудник

Сретение на Красной площади

В дни празднования Сретения Господня, в Государственном Историческом музее (ГИМ), расположенном на Красной площади в доме № 1, состоялась необычная встреча.

Настоятель и часть братии московского ставропигиального Высоко-Петровского монастыря встретились с научными сотрудниками ГИМ и других музеев Москвы, а также с историками, историками искусства, краеведами, в рамках конференции «Утерянные и сохраненные святыни».

В центре внимания был Высоко-Петровский монастырь: его история в советское время, в частности, судьба храмов и икон. В большой витрине под стеклом были выставлены три чудом сохранившиеся его иконы XVIII века, все – богородичные: большая Толгская, средних размеров Казанская в серебряном окладе и маленькая «Утоли моя печали» в деревянном киоте. Их извлекли из запасников ГИМ, чтобы впервые после насильственного изъятия из монастыря в 1930-е годы показать «граду и миру». Особую ценность эти иконы имеют еще и потому, что большинство монастырских икон, включая иконостасы конца XVII века, созданные руками мастеров Оружейной палаты, были уничтожены в годы советской власти – просто порублены в монастырском дворе. Об этих и других ужасающих фактах жестокости по отношению к памятникам архитектуры и иконописи Высоко-Петровского монастыря рассказали сотрудница ГИМ Марина Тугус и государственный эксперт Минкультуры РФ Мария Николаева.

Икона Божьей Матери «Утоли моя печали»

Икона Божьей Матери «Утоли моя печали»

Именно музейные сотрудники и стали спасителями того, что можно было спасти. Об этом во вступительном слове сказал с огромной благодарностью к ним настоятель монастыря игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова. Также на конференции были представлены доклады об архивном фонде монастыря, его колоколах, иконах царских мастеров XVII века и тех трех иконах, которые и стали поводом для встречи. Кроме них, гости увидели в экспозиции ГИМ и некоторые другие святыни этой же обители. Затем состоялся круглый стол с обменом мнениями по докладам.

Икона Божьей Матери Казанская

Икона Божьей Матери Казанская

Три монастырские иконы Богородицы вернутся в фонды музея. Можно надеяться, что эта встреча с ними была для церковной и научной Москвы (а теперь все чаще, слава Богу, можно ставить между этими словами тире) не последней. Также хотелось бы надеяться на то, что будет, наконец, всерьез, всесторонне разработана взаимоприемлемая процедура передачи отдельных произведений церковного искусства в те храмы и монастыри, из которых они были когда-то изъяты. Разумеется – с помещением их в условия полной сохранности, необходимого температурно-влажностного режима и т.п., то есть максимально близкие к музейным. И, конечно, с возможностью всегда видеть их и молиться перед ними всем этого желающим.

Те же условия нужно обеспечить и святыням (их немало), уже переданным Русской православной церкви. Почему бы Высоко-Петровскому монастырю не показать в обозримое время другим храмам и монашеским обителям такой пример?

Об авторе

Александр Михайлович Копировский

Кандидат педагогических наук. Ректор, заведующий кафедрой богословия, научный сотрудник