Перейти к основному содержимому

Прощёное воскресенье: почему просить прощения нужно глаза в глаза

Великий пост неслучайно начинается с Прощёного воскресенья, когда люди стараются попросить прощения и простить за все обиды и недоразумения, которые накопились в их отношениях, мешают нормально общаться и согласно вместе жить. Взаимное прощение – то, чего требует любая человеческая совесть, поэтому люди любят эту традицию независимо от степени своей церковности. 

У кого, за что и как нужно просить прощения?

«В жизни православной церкви есть такой особый день перед началом Великого поста, когда принято – в первую очередь среди людей верующих – просить друг у друга прощения. И люди нецерковные, у которых жива совесть и есть хотя бы интуиция веры, любят этот день и рады воспользоваться тем поводом, который им даёт церковь, чтобы что-то выправить в своей жизни», – говорит историк, учёный секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института Юлия Балакшина.

По её словам, важно, в первую очередь, просить прощения у тех людей, отношения с которыми по каким-либо причинам стали сложными, которых мы вольно или невольно обидели. Это особенно важно, если речь идет о близких людях, наших друзьях или родственниках, с которыми мы почему-либо не смогли сохранить открытость и доверие. А православная традиция даёт нам такой замечательный повод для примирения, восстановления и обновления дружбы и отношений с родными.

«Конечно, лучше просить прощения при личной встрече глаза в глаза, чем через всякие виртуальные средства: телефон, мессенджеры, соцсети. Если всерьёз нужно что-то исправить, то важно найти время, чтобы приехать к человеку и, глядя ему в глаза, произнести: «Прости меня за всё, чем я тебя вольно или невольно обидел или огорчил», – говорит Юлия Балакшина.

Но бывают ситуации, когда человек живёт в другом городе и встреча глаза в глаза невозможна, тогда мы можем позвонить по телефону. Главное, чтобы это было от сердца, искренне.

Что самое главное во время Великого поста?

«Главный смысл поста – в укреплении человека и его связи с Богом, другими людьми и миром. Человек всегда хочет, чтобы его жизнь укреплялась, а общение – расширялось и углублялось. Но не всегда нам хватает опыта и мудрости, чтобы это происходило. Инстинкты заставляют нас думать, что укреплять тело и здоровье – значит побольше есть и спать, укреплять общение – больше говорить, а не молчать, а духовного укрепления инстинкт вообще не знает, потому что сфера духа связана со свободой, а инстинкты так или иначе – с природной обусловленностью, защищающей от внешней опасности, – говорит священник Георгий Кочетков. – И пост нужен именно для того, чтобы обрести большую степень свободы, раскрыть источники духовных сил, любви, общения, веры. Это та энергия в человеке, которая измеряется не калориями. Она-то и позволяет ему приносить творческие плоды, обогащать жизнь – не только свою, но и этого мира».

«Издревле у поста было две стороны: ограничительная и созидательная. Смысл первой – воздерживаться не просто от злого, но и от лишнего, бессмысленного и несвоевременного. Поэтому верующие ограничивают себя в пищевых излишествах, развлечениях, путешествиях, дорогих покупках. А сэкономленные время, силы и средства стараются потратить на тех, кто в этом остро нуждается. В этом созидательная сторона поста», – говорит отец Георгий Кочетков.

Великий пост – особенно строгий. Традиционно он исключает из рациона мясо, молочные продукты, яйца и даже рыбу и предполагает воздержание от супружеских отношений. Но цель этих ограничений – не опечалить человека, а открыть ему источники подлинной, еще большей радости. Сам Господь говорит в Евангелии ученикам «не ходить с мрачными лицами» во время поста. Удался ли ваш пост, вы поймете по тому особому чувству лёгкости, бодрости и свободы, когда вы не отделены от ваших близких и ближних, а нашли с ними особый регистр отношений – более доверительных, глубоких и вдохновенных.

Созидательная сторона поста неслучайно почти нигде не прописана – это пространство для творческой инициативы самого человека. «О том, какого рода инициативы ждет от человека Бог, говорил еще в Ветхом Завете пророк Исайя, призывая даровать свободу порабощённым, делиться едой с голодными, оказывать гостеприимство беднякам и не отворачиваться от своих родных – то есть убирать все преграды, которые разделяют людей, делают их чужими друг другу», – говорит священник.

Именно поэтому Великий пост начинается с примирения – с Прощёного воскресенья, когда люди стараются подойти друг к другу, попросить прощения и простить за все обиды и несовершенства, которые накопились в их отношениях, которые мешают нормально общаться и согласно вместе жить. Это взаимное прощение – то, чего требует любая человеческая совесть, поэтому люди любят эту традицию независимо от степени своей церковности.

Источник: МИР 24