Можно ли ходить на кладбище на Пасху?
«Никакого запрета ходить на кладбище на Пасху в православной традиции нет. Жизнь есть жизнь. Приехал ты в Светлые дни Пасхи, например, туда, где у тебя похоронены родные или дорогие сердцу люди, – разве можно их не навестить, не почтить память, не спеть им тропарь праздника: «Христос воскрес из мертвых, Смертию смерть поправ, и тем, кто во гробах, Жизнь даровав!», – говорит теолог.
Плохо лишь, если этот поход на кладбище в пасхальные дни – дань суеверным страхам перед смертью и умершими, когда умершим приносят еду, алкоголь, конфетки: то ли хотят по-язычески откупиться, отгородиться – мол, возьмите, только не тревожьте нас, то ли волнуются, что на том свете перебои с продуктами в наше непростое время.
Такие страхи, по словам Владимира Якунцева, не имеют ничего общего с христианской верой, а значит и с церковью и её традицией, и даже противоречат их духу и смыслу.
«Почившие не угроза нашей жизни, а её часть. И время празднования Пасхи – напомню, что оно продолжается 40 дней – более всего располагает к тому, чтобы вспомнить о Жизни, – отмечает Якунцев. – Мы иногда не замечаем её присутствие в себе и в наших близких, как не замечаем воздух, которым дышим. И лучшее, что можно сделать – поблагодарить Бога за этот дар жизни, который наиболее полно проявляется в дружбе, любви, доверии и вере, в бескорыстии и желании помочь. Встретишь человека – и на сердце тепло и радостно».
Так бывает, и когда вспомнишь тех, чей земной путь уже завершился. Это свидетельство дара жизни. А если вспомнил, а на душе пусто или холодно, – спроси себя: может, что-то пора исправить.
«Человеческое сердце не мирится и никогда не сможет примириться со смертью, так мы устроены. Ни со смертью как разлукой с любимыми, ни с тем смертоносным, что порой бесцеремонно врывается в нашу жизнь – разрывами, обидами, одиночеством, равнодушием, бессмыслицей», – говорит теолог.
Христос пришёл, чтобы этого не стало, о чём знает каждый верующий. Это главная тема праздника Пасхи. Неслучайно святой апостол Павел называет смерть «последним врагом» не только человека, но и Бога, и пишет, что смерть будет упразднена.
Важно, участвуем ли мы на стороне Бога в Его битве со смертью и умеем ли это делать: примирять поссорившихся, вдохновлять унывающих, утешать скорбящих, наполнять жизнь евангельским смыслом, общением, открытостью и благодарностью.