Молиться за детей – кровь проливать
Каждый христианин, прежде всего, сам может и должен быть покровителем своих близких, особенно детей.
Покровительство – от слова «покров», и чтобы ввести ребенка под покров Божий, его надо научить любви к Богу и к людям, научить надеяться на Бога, а для этого у самого старшего должен быть опыт такой любви и надежды.
Порой люди ошибочно ищут покровителей в сонме святых, не умея опереться на собственную веру. Принцип поиска покровителя прост. Подумайте, на кого бы вы хотели, чтобы походил ваш ребенок. Расскажите ему об этом человеке, о его умении жить с Богом и о делах добра, которые он совершал. Тогда и у детей может появиться желание к этому святому обратиться и быть на него немного похожим.
Преподобномученик Лев (Егоров)
Ему молятся об избавлении детей от неверия в Бога, от трусости, недоверия к людям, агрессии, уныния, об умении справляться с трудными ситуациями, об углублении ума и расширении сердца. Почему? Будучи всегда в окружении детей он заботился об их духовном просвещении.
В годы гонений отец Лев и его братство открыли 69 детских и подростковых кружков, которые были местом, где дети узнавали церковную традицию и тепло братской любви.
Детям и подросткам из своих групп иеромонах Лев (Егоров), писал: «Вы – моё бесценное сокровище, растите в вере и любите Святую Церковь, вы – главная моя забота, моя радость, надежда Православия. Когда я гляжу в ваши глаза – я вижу Небо, забываю скорбь, опять верю людям...» (14 марта 1923 года, Оренбург).
Преподобный Сергий Радонежский
Если у ребенка проблемы с общением, ему неинтересно учиться и трудно находить общий язык с людьми, верный ходатай за такого человека пред Богом – Сергий Радонежский.
О нем важно помнить, что он не только научился хорошо учиться, но и, что еще интереснее, мирил людей и вдохновлял их на дружбу. Его родители – преподобные Кирилл и Мария – с детства доверили своего сына Богу и так сами обрели святость. Кто не ищет для своего ребенка легкой жизни, а желает ему доброй опытности и глубины, могут молиться святому Сергию, жизнь которого была полна подвигов и приключений.
Преподобный Сергий понимал, что начинать надо с обретения добрых внутренних качеств. Есть предание о том, как ему трудно давалась учеба. Но однажды ему явился старец, и Сергий – тогда еще мальчик Варфоломей – стал учиться очень хорошо. И это был первый шаг к преодолению своей замкнутости. Ведь люди плохо учатся, когда у них проблемы с общением, плохой контакт с миром, с другими людьми и с самим собой. Когда у человека все в порядке, то ему все интересно, он и учится хорошо, и живет умно и интересно.
В житиях преподобного Сергия есть самые разные эпизоды, которые это подтверждают: он находил общий язык и с простыми людьми, и с князьями, и даже с природой, с представителями животного мира. Наверное, благодаря этой общительности, открытости и любви к своей земле и тем людям, которые на ней жили, сам Сергий стал великим ходатаем за наш народ. У него можно поучиться, что значит настоящая любовь к ближним и молитва за них.
Преподобный Серафим Саровский
Он помогал людям обрести смысл жизни и научиться взаимопомощи. Ему молятся об обретении веры, об устроении добрых дел по воле Божьей, общительности, обретении своего пути и открытости Богу, освобождении от страхов и предрассудков.
К Серафиму Саровскому приходили за советом и помощью, это был нескончаемый поток людей, что, порой, откровенно раздражало других монахов его монастыря. Но батюшка Серафим, как его называли, всегда был открыт людям, был готов и выслушать человека, и поделиться своим опытом.
Он утешал людей, не просто успокаивая их, но давая ответы на их внутренние вопросы. Это было так же чрезвычайно востребовано в XIX веке, как и сейчас, когда многие ищут опору в вере, но без помощи опытного христианина самостоятельно не могут найти свой путь. Советы, которые давал преподобный Серафим, были революционными для своего времени.
Как известно, он сам регулярно перечитывал Библию, особенно Новый завет, цитировал его по памяти и призывал всех постоянно эти книги читать. Будьте уверены, что и вашим детям в трудной ситуации он советовал бы читать Евангелие.
Так, юному Януарию Неверову он читал по памяти Евангелие от Матфея, а затем «снова благословил меня и, отпуская, советовал мне почаще читать Евангелие, что я принял к сердцу и начал делать с того времени».
Однако тот же Неверов отмечает, что Библии не нашлось ни у них в доме, ни у знакомых. В то время не было принято читать Писание самостоятельно, скорее, мирян даже предостерегали от такого чтения. Так что у преподобного Серафима можно поучиться свободе от распространенных предрассудков, самостоятельности в принятии решений и творческому подходу к жизни.
Почему молиться за других – это непростой христианский опыт
Молиться за других – взрослых или детей – это вообще большая проблема. Существует ложное мнение о том, что это некое напоминание Богу о ком-то. Но дело в том, что Бог любит всех, Он любит больше, чем мы, и Он ни о ком не забывает.
Такая молитва означает дерзновение взять на себя ответственность за какого-то человека перед лицом Божьим, то есть взять на себя, на свою жизнь, на свою судьбу тяжесть другого человека, разделить его путь и все трудности его жизни. Молитва за других – это особая реальность и достаточно непростой христианский опыт. Неслучайно некоторые из святых отцов так и говорили: «молиться за других – кровь проливать».
И в древней церкви возможность ходатайствовать перед Богом за других тоже давалась верующим людям не сразу, а только после того, как они прошли длительную подготовку и покаялись, очистили свою совесть, изменили свою жизнь, встали на путь Христов. Тогда им и доверяли молиться за других.
Надо сказать, что действенность христианской молитвы за своих детей, внуков, крестников зависит от того, насколько сам человек в жизни полагается не на деньги, удачу и даже хорошее образование, а именно на Бога и доверяет Ему.
Христианский смысл покровительства не только в том, чтобы дети были здоровы и благополучны, а в том, прежде всего, чтобы они выбирали жизнь с Богом и учились у Него правде и доброте к другим людям. Не только к своим родным и близким, но даже к тем, кто тебе ничего хорошего не сделал и делать не собирается.
В самой идее семейного воспитания человека изначально заложен неразрешимый конфликт. Ведь каждый родитель инстинктивно хочет своему ребенку, чтобы тот рос в комфорте, здоровым, красивым и счастливым. Но реальное становление человека – чрезвычайно конфликтный и дискомфортный процесс. И в христианстве этот конфликт только усугубляется.
Ребенок не только должен справляться с трудными испытаниями, но и делать это, не прячась за других, научиться заботиться о других больше, чем о себе. Тогда можно быть уверенным, Бог его не оставит: ведь на таких людей Бог и опирается в этом мире.
Источник: Летидор