«Катехизис – необыкновенно живая вещь!»
«Катехизис нельзя воспринимать как мёртвую букву, это необыкновенно живая вещь!» – это утверждение автора может показаться неожиданным для тех, кто представляет себе катехизис как незыблемый свод вопросов и ответов и ориентируется как на эталон исключительно на «Пространный катехизис», составленный святителем Филаретом (Дроздовым) почти 200 лет назад. Именно с этих позиций критиковали автора, который систематически занимается катехизацией с 1970-х годов и обобщил свой опыт в данном издании. При этом отец Георгий подчеркнул, что речь идет не о методике, а об «опыте живого общения» в группах катехизации, опыте «уникального собрания конкретных людей, которые хотят общаться с Богом и друг с другом».
Причины критики станут более понятны, если иметь в виду то, что рассказал редактор нового издания, преподаватель СФИ Кирилл Мозгов: после Катехизиса митрополита Филарета вплоть до начала XXI века в Русской Церкви больше не предпринималось попыток составить издание, ориентированное на приобщающихся к вере. Он упомянул лишь о нескольких примерах XX века: это кружок 32-х петербургских священников (их попытка создать альтернативный катехизис была пресечена); книга «Жив Бог», составленная протоиереем Кириллом Фотиевым в эмиграции; огласительные беседы архимандрита Бориса (Холчева), тайно передаваемые из рук в руки в советское время. Все эти тексты нельзя считать полноценным катехизисом. Поэтому вполне закономерно, что любая новая работа в этой области подвергается разного рода критике. При этом некоторые оппоненты не различают типы катехизисов, которые выполняют разные задачи, и предъявляют к ним некорректные претензии.
Кирилл Мозгов разъяснил, что в зависимости от адресата, содержания и формы изложения катехизисы можно разделить на два типа: «огласительные» и «догматические». Первые составлялись как своего рода путеводители для тех, кто только входит в Церковь; они содержат тезисное изложение базовых основ вероучения и не претендуют на полноту. Вторые рассчитаны на уже подготовленного крещёного читателя, который хочет глубже вникнуть в догматику и получить «исчерпывающее представление о вероучении». Таковым, например, является уже упомянутый Филаретовский катехизис. Эти типы необходимо различать, чтобы не предъявлять к авторам необоснованные требования, подчеркнул Кирилл Мозгов. По его словам, в истории церкви догматический катехизис закономерно вытеснял огласительный, поскольку в большинстве деноминаций укоренилась практика крещения младенцев; предполагалось, что основы веры всем известны с рождения.
Но после глобального атеистического эксперимента советских лет в Русской Православной Церкви сложилась новая ситуация: как напомнил отец Георгий, «народ миллионами пошел в Церковь, надо было отвечать на вопросы». Он и его единомышленники-катехизаторы были к этому готовы – катехизис «В начале было Слово» адресован взрослым образованным людям, которые «хотят стать христианами всерьёз», но не имеют базовых знаний о вероучении. Таким образом, представленное издание относится к катехизисам первого типа.
Как уточнил автор, книга представляет собой программу основного (второго) этапа оглашения, она структурирована тематически: на основе Священного Писания целостно раскрывается ряд основных тем («Сотворение мира», «Божественное Откровение», «Символ веры», «Бог и человек», «Добро и зло. Грех и закон» и т.д.), при этом не используются «онтологические схемы» и не обсуждаются догматические тонкости. По словам отца Георгия, план из 12-14 бесед сложился и был отточен в ходе домашних огласительных встреч, которые он вёл в 70-х годах по благословению отца Аркадия Шатова (ныне – епископа Пантелеимона). Священникам тогда было строго запрещено общаться с прихожанами за пределами богослужения, и забота о подготовке к крещению ложилась на плечи мирян. Курс оглашения «родился как вдохновение», но логика его была выстроена «изнутри портрета наших современников», она отвечала на их конкретный запрос, пояснил отец Георгий. По его наблюдениям, «за сорок лет ничего особенно не изменилось» – этот домашний цикл «выдержал проверку временем» и вполне актуален как «дорожная карта» для приходящих в Церковь. Но если в 70-е годы у составителей не было никаких источников, «никаких святых отцов», кроме Священного Писания, то со временем литература появлялась, вслед за ней – и возможность дополнять и совершенствовать курс. Также в 3-м издании были учтены некоторые комментарии и замечания Синодальной богословской комиссии, сказал автор, подчеркнув при этом, что книга осталась «живой, откровенной, честной», в ней не обходятся «острые углы».
Катехизис «В начале было Слово» давно используется в практике Преображенского содружества православных братств. Но, по словам преподавателя СФИ Владимира Якунцева, это не та миссионерская книга, которую можно дать неверующему человеку – «и он тут же прибежит в Церковь». Нет, издание рассчитано на «просвещаемых» – так в Восточной традиции принято называть тех, кто углубленно готовится к Крещению, «кто уже принял решение быть практикующим православным христианином, уже услышал проповедь и усвоил главные смыслы». «Этот катехизис принципиально центрирован на керигме Церкви – на том, что Церковь возвещает как незыблемое, на самых горячих вопросах в жизни людей», – сказал Владимир Якунцев. Он обратил внимание на то, что тематические разделы книги уходят от схемы «вопрос-ответ»; изложение каждой темы предваряет особая молитва, а завершает перечень вопросов, по которым читатель может проверить, насколько он усвоил услышанное на огласительных занятиях и при чтении книги. О том, что такой подход очень эффективен, свидетельствовали на встрече некоторые миряне, прошедшие оглашение. Самим же катехизаторам СФИ предлагает другое издание – «Идите научите все народы» (7 тематических книжек), которые помогут вести занятия и отвечать на разнообразные вопросы оглашаемых.
«Без катехизатора катехизис не работает», – поделился наблюдениями иеромонах Лука (Смоленская епархия). Он вспомнил свой первый опыт: будучи юным выпускником семинарии, на вопрос взрослого человека о подготовке к крещению посоветовал ему читать свт. Кирилла Иерусалимского – «и понял, что это нечестно», потому что сам он начинал свой церковный путь вовсе не с отцов древности, а с Клайва С. Льюиса и протоиерея Александра Шмемана. Современный катехизис в разных его вариантах необходим для общения с теми, кто «хочет (узнать о вере – ред.), но не знает, где это получить». Отец Лука поблагодарил отца Георгия «от лица приходских священников, которым теперь не надо изобретать колесо» – можно воспользоваться новым изданием.
Источник: Благовест-инфо