Перейти к основному содержимому

Вышла монография по евхаристической экклезиологии

Комментировать
Протопресвитер Николай Афанасьев

Протопресвитер Николай Афанасьев

В издание вошли статьи историка Виктора Александрова, посвященные богословским разработкам протопресвитера Николая Афанасьева и откликам на них в работах протопресвитера Александра Шмемана, митрополита Иоанна (Зизиуласа) и других. В книге затрагиваются такие экклезиологические проблемы, как кафоличность Церкви, выборность священства, служение предстоятелей и лаиков, автокефалия, поместная природа Церкви и другие.

Евхаристическая экклезиология – богословская разработка протопресвитера Николая Афанасьева, представлющая собой попытку реконструировать норму церковной жизни, восходящую к апостольскому веку. Актуализацию Церкви Христовой Афанасьев видел не в структуре, объединяющей приходы по территориальному признаку, но в собрании клириков и лаиков, совместно совершающих евхаристию. Несмотря на трудные вопросы и противоречия, которые оставляет неразрешенными евхаристическая экклезиология, на сегодняшний день именно она может быть отправной точкой для обсуждения многих актуальных богословских и практических проблем и основанием для межконфесссионального диалога.

Виктор Александров – автор работ по истории источников средневекового церковного права (в том числе книги The Syntagma of Matthew Blastares: The Destiny of a Byzantine Legal Code among the Orthodox Slavs and Romanians), о богословии отца Николая Афанасьева и других историко-богословских статей. В сферу интересов исследователя входит изучение истории церкви и современного богословия. Окончил исторический факультет МГУ и факультет средневековых исследований в Центральноевропейском университе в Будапеште.

Издание можно приобрести в книжном магазине СФИ и в интернет-магазине «Предание».

НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВ И ЕГО ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ

НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВ И ЕГО ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ

Александров В. Николай Афанасьев и его евхаристическая экклезиология. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. 224 с. : илл.

Содержание

Предисловие

Глава I. Николай Афанасьев. Биографический очерк
1.1. Одесса
1.2. Семья
1.3. Гимназия
1.4. Потерянный рай
1.5. Университет
1.6. Война
1.7. Развитие
1.8. Богословский факультет
1.9. Белградский православный кружок
1.10. Духовные наставники
1.11. Женитьба
1.12. Скопье (1925–1929)
1.13. Переезд в Париж
1.14. Болезнь
1.15. Свято-Сергиевский богословский институт
1.16. Отец Сергий
1.17. Вновь соборы
1.18. Начало войны и священство
1.19. Беженство в Сен-Рафаэле
1.20. Тунис
1.21. Ecclesia Spiritus Sancti
1.22. Александр Шмеман
1.23. В узком кругу
1.24. У алтаря
1.25. «Литургические недели»
1.26. Война и мир в Средиземноморье
1.27. Известность
1.28. Смерть
1.29. Мариамна Николаевна

Глава II. Богословие отца Николая Афанасьева
2.1. Основные темы
2.2. Евхаристическая экклезиология
2.3. Продолжатели

Глава III. Местная церковь
3.1. Автокефализм
3.2. Местная церковь в древности
3.3. Местная церковь ныне
3.4. Итоги дискуссии

Глава IV. Единство и множество евхаристических собраний в Древней церкви
4.1. Единство евхаристического собрания в древнем городе
4.2. Множество евхаристических собраний в Риме
4.3. Единство собрания: аргументы Афанасьева и Зизиуласа детальнее
4.4. Формула «церковь сущая в...»
4.5. Несколько собраний в «Философуменах»
4.6. Александрия

Глава V. Епископ и священник
5.1. От епископов-пресвитеров к епископам и пресвитерам
5.2. Священник
5.3. Пресвитер
5.4. Рождение прихода
5.5. Единство предстоятельского служения
5.6. Современность

Глава VI. Епископские выборы
6.1. Совещательность
6.2. «Классические» епископские выборы
6.3. Три момента поставления
6.4. Предызбранность Богом
6.5. «Апостольское предание»
6.6. Киприан
6.7. Ориген
6.8. Евсевий
6.9. «Суд Зенофила»
6.10. Рукоположение и рецепция
6.11. IV век: начало упадка
6.12. Каноны
6.13. Промежуточные итоги развития церковного законодательства

Глава VII. Вселенская церковь в евхаристической экклезиологии
7.1. Локализм Афанасьева?
7.2. Рецепция
7.3. Соборы
7.4. Первенство

Глава VIII. Церковь и право: критика Московского собора 1917–1918 годов в богословии отца Николая Афанасьева
8.1. Отношение к Собору
8.2. «Церковь Духа Святого»
8.3. Полемика с отцом Иоанном Мейендорфом
8.4. «Собор в русском православном богословии»
8.5. Отец Александр Шмеман
8.6. Оценка критики Афанасьева

Заключение
Список литературы
Именной указатель
Предметный указатель

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Социальные сети
Контакты