Наш брат Алексей нашёл всё, что искал
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сёстры христиане! Сегодня мы собрались для того, чтобы попрощаться с нашим возлюбленным братом Алексеем Мазуровым, которого мы все хорошо знали много лет, когда он трудился у себя дома в Коломне в университете, когда он созидал свою семью, свой дом. И особенно хорошо мы его знали с тех пор, как в 2020 году он стал ректором Свято-Филаретовского института и вкладывал в это дело все свои силы.
Для него это было огромным счастьем. Мы все свидетели тому, что Господь сделал ему такой подарок под конец его не очень долгой жизни: наконец-то Алексей Борисович нашёл себя. Он действительно искал этого — и нашёл, и обрадовался, и исполнил своё призвание. Он говорил, даже уже находясь на смертном одре: «Я счастлив, я нашёл всё. Я вижу, что всё, что я делал до этого, — а он, как вы знаете, делал очень много, — всё это было подготовкой к моему служению в Институте».
И плоды его были замечательные. Он не только не перешёл дорогу ни одному человеку, а это редко бывает со стороны такого большого начальства — не всегда при смене ректоров не возникает проблем, даже конфликтов. У Алексея ничего подобного не было совсем! Но дело не только в этом, это немножко внешняя сторона. Главное, что он понял, зачем он занимался культурой Древней Руси, зачем он занимался археологией, историей — он понял смысл всех вещей. И мы все, встречаясь с ним — кто часто, кто реже, — этому радовались, потому что мы видели, что человек на своём месте — на том месте, которое не он себе определил, а которое уготовал ему Сам Господь!
Для нас память о нашем брате Алексее — это память, которая не изгладится никогда. Мы сейчас это показываем и в своей молитве, но это будет не только сегодня и не только в ближайшие дни, не только в сугубые дни поминовения и не только среди домашних, или в его общине, или в его братстве в Коломне — это будет везде! Я не буду перечислять заслуг Алексея Борисовича, это большой список, и всё вещи важные, значительные, которые не так легко достигаются в наше время. Да, иногда ему приходилось идти на компромиссы, скажем, когда он был депутатом Думы Московской области. Но это тоже было подготовкой.
Во время последней нашей встречи меня поразило то, о чём я не могу в очередной раз не сказать. Я приехал в Коломну, Алексей уже почти не вставал. И он не только сделал большое усилие, чтобы всё-таки встать и какое-то время пообщаться с нами не лёжа на постели. Он не только хотел исповедаться, видимо, последний раз так подробно, всерьёз. Он не только говорил о том, что надо сделать в конце его жизни и после кончины — говорил спокойно, по-христиански; не могу сказать, что очень радостно, не будем так думать, он вполне адекватно понимал всё, что происходит, понимал до конца и даже лучше, чем окружающие его люди. Но больше всего поразил он меня, когда как бы невзначай обмолвился, что вот он продолжает вести студентов Коломенского университета (Государственного социально-гуманитарного университета — ред.). И я подумал: человек находится в таком положении, и он руководит студентами! Пусть даже онлайн. Я много чего ожидал, но вот это почему-то было для меня полной неожиданностью. Думаю, что далеко не все могли бы делать то же самое.
Он заботился о людях, он хотел, чтобы они своё дело делали хорошо. Он хотел этого и в своём Богоявленском малом братстве, председателем которого он стал незадолго до кончины — он хотел, чтобы там выровнялись все неровности, чтобы люди увидели друг друга лучше и подчёркивали не какие-то свои частные особенные черты характера, а свою общность во Христе. И такая забота о людях, конечно, очень дорогого стоит. При этом забота человека по-настоящему верующего, просвещённого верующего человека. В наше время это не такая уж частая вещь. К сожалению, в нашей стране после всего лихолетья советского времени, да и нашего тоже, таких людей мало — настолько мало, что церковь не может встать на ноги, и народ наш не может, и страна тоже не может этого сделать. Хотя это так надо. Я думаю, это чувствуют и понимают все — и люди просвещённые, продвинутые, и люди самые простые.
Конечно, мы верим, что те, кто отошли ко Господу в вере, надежде и любви, сохраняют какую-то связь с нами. И наш новопреставленный брат Алексей сохраняет особую связь со всем многочисленным Преображенским братством во всех городах и странах, где оно существует, он сохраняет эту связь и с нашим институтом. Мы верим, что он продолжит ходатайствовать за нас пред Господом нашим Иисусом Христом, а Господь наш Иисус Христос будет ходатайствовать за нас перед Своим Небесным Отцом в Духе Святом. Мы верим, что Алексей там тоже не лишится тех общинных и братских связей, которые открывают смысл жизни каждому человеку, придают людям смысл и силы, дают настоящее, непреходящее счастье. Мы верим, что он войдёт в какую-то особую общину у Господа, где будут те же самые общинные и братские отношения — отношения любви и веры, доверия, радости и служения. Мы верим в это общение, поэтому наша молитва сегодня, несмотря на Великий пост, а может быть даже благодаря ему, особенно светлая. Не каждый человек может удостоиться такого осияния светом, как брат наш Алексей. Будем же, дорогие братья и сёстры, хранить в своём сердце и нести в своей жизни то богатое наследие, которое он нам оставил. Это принесёт свой плод, я в это верю и на это надеюсь. Будем являть это единство во Христе.
Неслучайно в Евангелии от Иоанна, которое мы только что слышали (Ин 5:24–30), говорится о том, о чём не очень любят говорить, потому что обычно господствуют другие богословские мнения. «Кто слово Моё слышит и верует в Пославшего Меня, — то есть в Отца Небесного, — имеет жизнь вечную и на суд не идёт, ибо уже перешёл из смерти в жизнь». Наверное, это очень высокое требование — слышать Христово слово и веровать в Отца Небесного через Христа, во Христе и в Духе Святом, живя в Церкви. Сказать это просто, исполнить это непросто. Поэтому тут не отрицается идея суда в последний день, но она и не утверждается. Зачем Богу судить тех, кто у Него уже жив, кто уже обрёл Жизнь вечную, пусть ещё на земле, живя во плоти, не в полноте, но обрёл её? Господь лишь исполняет радость чад своих, Он наполняет нас Светом и Любовью, и мы знаем, что это и есть тайна Царства Божьего. Не нужно здесь никаких сказочных картинок, что такое Царство Божье. Здесь нужно только одно: живое верующее открытое сердце, здесь нужен разум, познающий смысл всех вещей. Господь хочет этого от нас, поэтому так ценно всё, что делают люди, познавая человека, тайны жизни и мира. Наука, особенно гуманитарная, очень близка к этому. Да, не всегда учёные люди удерживаются на этой стезе. Некоторые думают, что наука — это последнее слово. Нет, наука имеет большое значение, когда она может прославить имя Божье, когда она открывает нам тайны, которые по-другому открыть затруднительно. Не всё можно открыть только через внутренние каналы сердца и разума — многое открывается нашими особыми усилиями, и это важно знать. Поэтому наш институт с таким усердием относится к обучению всех студентов и к тому, чтобы все преподаватели, профессора, сотрудники чувствовали себя в духе Свободы и Любви, чтобы они могли не потерять творческого запала, который дарует человеку Бог.
Я очень надеюсь, что мы этого не забудем, что Господь по молитвам брата нашего Алексея пошлёт нам и нового ректора, и такой разум, который поможет дальше, общаясь с Церковью как внешней, так и мистической, не просто по-человечески на кого-то влиять, а вместе открывать духовные тайны, углублять и совершенствовать нашу церковную и народную жизнь, и жизнь страны, которая остро нуждается в этом. Без нас, хотя мы такая маленькая клеточка в этом организме, этого не произойдёт.
Да упокоит Господь чадо Своё новопреставленного Алексея!
Аминь.