Жизнь интеллигенции в православной церкви позднесоветского периода обсуждают в СФИ
«30 января исполнилось ровно 40 лет со дня кончины выдающегося священника, мыслителя, апологета православной церкви отца Сергия Желудкова, — напомнил декан исторического факультета СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный, открывая круглый стол. — Это имя не так широко известно в современных широких церковных кругах, но без отца Сергия Желудкова, без его проповеди и усилий трудно представить себе историю Русской православной церкви второй половины XX века».
В круглом столе участвуют основатель Свято-Филаретовского института кандидат богословия священник Георгий Кочетков; доктор исторических наук Сергей Бычков — писатель и историк церкви, автор биографии отца Сергия Желудкова и издатель его «Литургических заметок», лично знавший священника; заведующий кафедрой богословия СФИ кандидат педагогических наук Александр Копировский и выпускница СФИ Анна Лепёхина — автор исследования, посвященного кружку Анатолия Ванеева в Ленинграде, в деятельности которого существенную роль играл отец Сергий Желудков.
«Тема нашего разговора непростая, — заметил Константин Обозный. — Достаточно вспомнить, как непросто складывался диалог церкви и интеллигенции в начале XX века на религиозно-философских собраниях. Можно вспомнить и нелицеприятную оценку будущего отца Сергия Булгакова, высказанную им в адрес русской интеллигенции в сборнике “Вехи”, где он писал, что более атеистическую интеллигенцию трудно найти. Но в этом же сборнике есть замечательные пророческие слова Семёна Людвиговича Франка о назревающем перерождении русской интеллигенции, основанном на христианской вере. Эти предчувствия во многом исполнились уже в эмиграции».
«На первый взгляд тема нашего круглого стола может даже показаться умозрительной: какая может быть интеллигенция, тем более церковная, даже в позднесоветский период? — добавил он. — После 1917 года, Гражданской войны и Большого террора интеллигенция либо перерождалась в советскую, либо была физически уничтожена, либо продолжала труды за границей. Но именно образ отца Сергия Желудкова помогает нам утвердиться, что как минимум попытка движения интеллигенции к церкви и в церкви в период 60-х, 70-х и начала 80-х годов была, и отец Сергий играл в этом движении ключевую роль».
Когда и почему в стране развитого социализма начался процесс воцерковления интеллигенции? Как воцерковленная интеллигенция видела своё служение в церкви? Как официальная церковная структура воспринимала инициативы интеллигенции? Смогла ли интеллигенция, вошедшая в церковь, повлиять на характер и образ церковной жизни? Если да, то как; если нет, то почему? Такие вопросы обсуждают участники круглого стола.
Следить за дискуссией можно в трансляции на нашем Youtube.