Перейти к основному содержимому

«В словосочетании “служение мирян в Церкви” проблемными остаются все понятия: “служение”, “миряне”, “Церковь”»

27 ноября в Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского при поддержке Свято-Филаретовского института состоялся круглый стол «Служение мирян в церкви: история вопроса и современные проблемы». 

Тема актуальна не только для теологических вузов, готовящих людей к активной деятельности в различных сферах церковной жизни, но и для понимания духовных оснований служения тех, кого принято называть мирянами, их статуса и даже наименования. Очевидно, что старое значение слова «мирянин» (человек, живущий «в мире сем и по законам мира сего») в современных церковных реалиях нуждается в уточнении, особенно в контексте разговора о служении.

Доктор филологических наук, профессор СФИ и РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Балакшина отметила, что вопрос о служении мирян впервые остро был поставлен ещё в XIX веке, когда заявляет о себе богоискательски настроенная русская интеллигенция, «вернувшаяся» из светского мира в мир Церкви.

«Ещё в 50-е годы XIX века выявляется целый слой людей, которые однозначно связывают себя с Церковью, и в то же время это те, кого принято называть публичными интеллектуалами. То есть это люди, которые готовы были отстаивать свою позицию в публичной сфере, в общественных дискуссиях; это люди, которые прошли школу западноевропейской философской мысли, готовые говорить о православии на языке, понятном дворянской культуре, — напомнила Юлия Валентиновна. — Эти попытки выразить истину православия на новом языке приводят к тому, что миряне начинают говорить о богословских проблемах и вопросах».

«По-прежнему представление о служении в Церкви связывается преимущественно со служением клира, с деятельностью носителей священного сана, поэтому в словосочетании “служение мирян в Церкви” проблемными остаются все понятия: “служение”, “миряне”, “Церковь”», — отметил первый проректор СФИ Дмитрий Гасак, разъясняя нюансы, определяющие возможное понимание каждого термина. 

Он добавил, что для того, чтобы в полной мере понять, что сегодня означает это словосочетание, необходимо отталкиваться от практики предыдущих поколений. «Можно собрать накопленный в XIX–XX веках, при этом не забыв и о XXI веке, опыт служения мирян, и постараться его увидеть и осознать. Здесь важно ничего не упустить ни из опыта Русского зарубежья — русского изгнанничества, ни из опыта русских исповедников здесь в советской России», — подчеркнул Дмитрий Сергеевич.

В круглом столе приняли участие ректор РХГА доктор философских наук Дмитрий Богатырёв, заместитель декана факультета философии, богословия и религиоведения РХГА кандидат философских наук Игорь Зайцев, заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена доктор философских наук Александр Прилуцкий.

Участники дискуссии постарались выявить актуальную проблематику заявленной темы, основываясь на идеях и опыте русской богословской мысли и церковной практики XIX–XXI веков.

Все новости