Как на кампанию по изъятию церковных ценностей отреагировала сама церковь

«Кампания по изъятию церковных ценностей внутри церкви: исповедники и коллаборационисты» — тема круглого стола, организованного в Музее Казанской епархии Свято-Филаретовским институтом, Казанской духовной семинарией и Казанским федеральным университетом к завершению выставки «Non licet vos esse. Не должно вам быть», которая проходила здесь с 5 апреля и закроется 1 июня.
На круглом столе выступили профессор Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева доктор исторических наук Денис Давыдов с докладом «Некоторые пути социальной адаптации православного духовенства в 1920-е годы (по материалам Татарской республики)», независимый исследователь из Казани Алексей Степанов («Казанская епархия и изъятие церковных ценностей весной-летом 1922 года»), доцент Казанской православной духовной семинарии и Казанского федерального университета кандидат исторических наук священник Антоний Ермошин («Зарождение обновленческого раскола в Казанской епархии»). Старший преподаватель СФИ Екатерина Степанова рассказала об участии в защите церковных ценностей исповедников веры священномученика Анатолия Жураковского и архимандрита Ермогена (Голубева).
Дискуссию вел декан исторического факультета СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный (Псков).
Запись круглого стола доступна на нашем канале ВК.
Справка
Одной из первых спланированных масштабных антицерковных акций большевиков стала кампания по изъятию церковных ценностей 1922 года. Эти трагические события не только существенно не повлияли на борьбу с голодом в СССР, но и вызвали серьезное напряжение в церкви и обществе, привели отношения церкви и государства в ситуацию «военного положения».
Изъятие церковных ценностей сопровождалось открытым насилием, репрессиями и массовыми судебными процессами. Кампания узаконила разграбление монастырей и церквей, привела к массовой гибели людей, отстаивавших свою веру и святыни. Председатель Совета народных комиссаров Ульянов-Ленин призывал своих соратников подавить всякое сопротивление верующих «с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».
Кампания по изъятию церковных ценностей сопровождалась мощной пропагандистской поддержкой в советской прессе и в материалах наглядной агитации, в которых представители церкви подвергались клеветническим нападкам, оскорблениям и обвинениям в контрреволюционной деятельности. На почве изъятия ценностей большевики подготовили, инициировали и активно поддержали обновленческий церковный раскол. Некоторая часть так называемого «прогрессивного» духовенства заняла сторону врагов православной церкви, принимала участие в большевистской пропаганде и узурпировала церковную власть в мае 1922 года, воспользовавшись арестом святейшего патриарха Тихона.