Перейти к основному содержимому

Теология и поэтика истории

Как сегодня в христианском богословии осмысляется учение о действии Бога в истории? Как соотнести открытия русских религиозных мыслителей XX века и современные подходы в западной историософии? «Богословие истории в XX веке и сегодня» — тема Всероссийской научно-богословской конференции, прошедшей в Санкт-Петербургской духовной академии 22 февраля.
Фото: сайт СПбДА

Фото: сайт СПбДА

Об открытиях, сделанных при разработке подходов к преподаванию богословских и философских концепций истории в Свято-Филаретовском институте, на конференции СПбДА рассказала учёный секретарь СФИ доцент теологии, доктор филологических наук Юлия Балакшина.

«Когда мы разрабатывали программу “История Русской православной церкви в XX веке”, нам казалось, что в конце образовательного пути будущим историкам церкви важно увидеть исторический процесс как целое. Однако мы столкнулись с тем, что читать дисциплину “Концепции истории в философской и религиозной мысли” в части, касающейся ХХ века, вначале пришлось даже разным преподавателям — настолько непохожими оказались подходы, предложенные с одной стороны русскими религиозными мыслителями, а с другой европейской и американской философией истории, значительно изменившей своё лицо после катастроф ХХ века», — поделилась Юлия Балакшина

«Сейчас я читаю эту дисциплину и рассказываю студентам о том, как понимали историю с одной стороны Чаадаев, Хомяков, Бердяев, а с другой — Вальтер Беньямин, Поль Рикёр, Хейден Уайт. И у меня возникло объяснимое желание наметить хотя бы пунктирные нити, соединяющие столь разошедшиеся способы понимания и описания исторического процесса», — добавила она.

В своём докладе «Историческая поэтика и поэтика истории: теологический разворот» Юлия Балакшина сопоставила две методологии, возникшие на пересечении истории и филологии, соединившие методы анализа процессов с методами анализа текстов. Это историческая поэтика, разработанная русским филологом Александром Веселовским (1838–1906), и метаистория американского философа Хейдена Уайта (1928–2018), ставшая одним из явлений «лингвистического поворота» в исторической науке ХХ и ХХI веков. 

Хотя собственно теологические проблемы не были актуальны ни для того, ни для другого учёного — Веселовский работал в филологическом поле, а Уайт, позиционировавший себя последовательным марксистом и формалистом, шёл от философии языка к философии истории, — эволюция исторической поэтики показала, что этот метод может быть применён к разработке некоторых богословских проблем. 

Научная мысль Веселовского исходит из типичных для XIX века установок, что существует «одна всемирная литература» и единый целостный исторический, а значит и историко-литературный, процесс, закономерности которого можно и должно описать. В ХХ веке метод исторической поэтики развивали Владимир Пропп, Ольга Фрейденберг, Михаил Гаспаров, Дмитрий Лихачёв, Александр Михайлов, Юрий Манн, Сергей Аверинцев

Сергей Аверинцев. Москва, 1997. Фото: архив СФИ

Сергей Аверинцев. Москва, 1997. Фото: архив СФИ

Последний сокровенно произвёл теологический переворот в развитии этой школы в своей известной работе «Поэтика ранневизантийской литературы» (1977): в двухчастную систему «история — текст» он ввёл третий элемент – человека, через которого и соотносятся все элементы этой системы, поделилась наблюдением Юлия Балакшина. «Когда была написана работа Аверинцева, ни о каком теологическом развороте не могло идти речи, — напомнила она, — но предложенный им антропологический ход не только позволяет анализировать сложнейшие явления духовной культуры, но и даёт особый методологический ракурс, который поэт и мыслитель Ольга Седакова охарактеризовала так: “Аверинцев исходит из презумпции несомненного на наличия у мира и жизни этого общего “смысла” и возможности человеческого ума входить с ним в общение. Этот “смысл” и составляет для него центр всей символической вселенной человеческой культуры”».

Аверинцев, как и Веселовский, сравнивает явления различных литератур и культур, но в поле его внимания попадают не только социальные и жанровые структуры, но «самоощущение человека внутри истории, его догадки о главном — о его “месте во вселенной”». 

Историки и философы после катастроф ХХ века утрачивают веру в единство и целесообразность направленность исторического процесса — теперь он осознаётся как совокупность фактов, значение которых устанавливается историком. Факт сам по себе недоступен, он опосредован источником, требующим толкования и критики. И американский историк и философ Хейден Уайт в истории видит не столько исследовательское, сколько «повествовательное действие», создание нарратива, подчиняющееся законам поэтики истории, которые он и брался описать.

С точки зрения Уайта, в процессе выстраивания исторического нарратива историк использует те или иные модели представления и концептуализации материала. Сущность, законы, причины, цель исторического процесса — вопросы, которые вообще выносятся за скобки в рамках данного подхода. 

Фото: сайт СПбДА

Фото: сайт СПбДА

«Какой мыслительный ход позволил бы приблизить метаисторию Уайта к метаистории, скажем, отца Сергия Булгакова?» — задаётся вопросом Юлия Балакшина. И вот к какому выводу она приходит.

Согласно Уайту, до того, как историк может наложить на отдельные следы безвозвратно ушедшего прошлого «концептуальный аппарат с целью их представления и объяснения», он должен «схватить», увидеть это прошлое как целое, уяснить себе расстановку фигур, их связи и отношения. Уайт полагает, что этот «префигуративный акт — акт поэтический, поскольку в экономии сознания историка он докогнитивен и некритичен», и механизмы этого поэтического схватывания можно описать при помощи четырёх известных тропов: метафоры, метонимии, синекдохи и иронии. Именно это допущение в процессе исторического познания не рационального, а поэтического акта очень близко русской философской и историософской традиции, уверена Юлия Балакшина.

«Наверное, каждый из присутствующих здесь профессиональных историков может сам отрефлексировать характер производимых им (или происходящих в нём) процедур. Мне кажется продуктивной мысль не только о том, что в этом допонятийном (поэтическом) акте “схватывания” исторического процесса можно допустить возможность сверхрационального откровения, но и о том, что до того, как мысль историка начинают форматировать культурные, идеологические, сюжетологические схемы, всё-таки неизбежен этот момент творческого познания, который открывает путь к высшей правде», — заключила учёный секретарь СФИ. 

Священник Михаил Легеев, кандидат богословия, доцент кафедры богословия СПбДА. Фото: сайт СПбДА

Священник Михаил Легеев, кандидат богословия, доцент кафедры богословия СПбДА. Фото: сайт СПбДА

На конференции в СПбДА обсуждались вопросы метода богословия истории в контексте современного научного знания, богословское осмысление истории в трудах святителя Викторина Петавского, Евгения Спекторского, протоиерея Сергия Булгакова, Николая Бердяева, Льва Карсавина, протопресвитеров Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа, протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Думитру Станилое, митрополита Иоанна (Зизиуласа), тенденции богословия истории в католической и протестантской богословской мысли XX и XXI века. 

Также была представлена монография доцента кафедры богословия СПбДА священника Михаила Легеева «Богословие истории как наука. Метод». 

Программа конференции доступна на сайте Академии.

Контакты

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00