Перейти к основному содержимому

Профессор СФИ Александр Копировский: в эстетическом образовании нужен поиск смыслового центра

25-26 мая в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (Екатеринбург) состоялась 21 международная научно-практическая конференция «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». На конференции обсуждались вопросы развития человека в образовательном пространстве в условиях реализации новых образовательных стандартов (ФГОС).

На пленарном заседании с докладом «“Обретение центра” как основа инноваций в методологию эстетического образования» выступил профессор Свято-Филаретовского института Александр Копировский. По его мнению, сегодня в изучении предметов гуманитарного цикла необходимо перенесение акцентов с поверхностных обзоров объективно-исторического или тематического характера на совместный с учащимися поиск смыслового центра на примере художественных и духовных вершин и среди отдельных произведений, и среди исторических эпох. В эстетическом образовании он предложил отказаться от ригористического противопоставления «ложного» искусства «правильному» (например, иконы – картине, традиционного – современному). Главное, считает Александр Михайлович, – дать людям возможность для свободного поиска красоты и содержания в этих произведениях, не опираясь на общепринятые готовые ответы. В то же время нужно обойтись без произвольных ассоциаций, игнорирующих духовную и смысловую целостность художественного образа. Развитию целостного творческого восприятия, по его мнению, способствует знакомство с «синтезом искусств» на примерах усадьбы, театра и особенно храма, где наиболее ярко и глубоко проявляется внутреннее единство различных видов искусства.

Говоря о новых возможностях, открывшихся для педагогики в религиозной сфере, Александр Михайлович отметил, что эту область крайне важно не формализовать, не объективировать, как это часто происходит. Поскольку религиозное образование призвано прояснить для человека его место не только в мире, но и в отношениях с самим собой и с Богом, его проблематику нужно включить и в эстетическое образование, причем не как дополнение, но как одну из наиболее существенных основ творчества.

Программа конференции включала доклады докторантов РГППУ, РУДН, докторов наук Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина, Магнитогорского государственного технического университета, Российской академии образования. После пленарного заседания работа продолжилась по секциям, посвященным содержательным, технологическим и организационным аспектам образовательных процессов.

Все новости