Открытие и откровение
Встреча собрала сложившийся круг постоянных участников. Физику представляли академик РАН доктор физико-математических наук Алексей Старобинский, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Александр Багров, кандидаты физико-математических наук старший научный сотрудник ИЗМИРАН Евгений Иванов, доцент Московского государственного университета дизайна и технологии Борис Алиев, главный специалист НИЦ «Курчатовский институт» Сергей Неретин; богословие и философию — ректор СФИ кандидат богословия священник Георгий Кочетков, первый проректор СФИ Дмитрий Гасак, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ доктор философских наук Григорий Гутнер, заведующий кафедрой богословия СФИ доктор филологических наук Давид Гзгзян. Семинар по традиции вел старший преподаватель СФИ и старший научный сотрудник ФИАН кандидат физико-математических наук Максим Зельников.
За два года, что продолжается конференция, вопрос о соотношении научного и духовного познания, опыта веры и доводов разума так или иначе затрагивался на каждой встрече. И отправной точкой для нынешнего разговора послужило то, что наука и вера представляют собой не взаимоисключающие, не противостоящие, а дополняющие друг друга способы познания. В ходе обсуждения удалось выявить их особенности и нащупать некоторые принципиальные различия между ними.
На
одно из них указал академик Алексей Старобинский. Наука познает природный мир по
частям, объясняя повторяющиеся части законами. Откровение позволяет увидеть
взаимосвязи внутри целого, что дает ключ к пониманию и отдельных его частей.
Отец Георгий Кочетков заметил
также, что природный мир человек познает по своей инициативе и в научном
познании открывает то, что уже существовало в мире до него. Откровение
же дает человеку Сам Бог, и в нем всегда открывается то, чего в мире
никогда прежде не было.
Свою аналогию, объясняющую разницу между научным и
богословским подходами к познанию, предложил Григорий Гутнер. Ученый,
чтобы исследовать вещь, должен отнестись к ней как к объекту, совершенно
внешнему по отношению к себе. Но христианство не предполагает взгляда на Бога и
человека как на внешний мертвый объект, здесь уместнее аналогии из
повседневности: например, когда мы общаемся с друзьями, родными, продавцами в
магазине, нам не нужно доказывать, существует ли этот человек, но важно понять,
как строить с ним отношения.
Подводя итог разговору, академик Старобинский поделился таким выводом: есть мир неживой (природный), мир человеческий и мир духовный. Природный мир подчиняется закономерностям, которые открывает и исследует наука. Бог действует в человеческом мире. История показывает, что поступки многих людей обусловлены их верой, и определенная согласованность этих поступков дает основания считать, что за ними стоит не фантазия, а определенная реальность.
Конференция «физиков и клирков» началась в СФИ в марте 2013 года и ставит своей целью свободный диалог и углубление взаимопонимания между представителями фундаментальной науки и христианского богословия.